Почему детям слово «нельзя» говорить нельзя?

Практики
Содержание
  1. Почему ребенку нельзя говорить нельзя
  2. Сделайте квартиру полностью безопасной
  3. Снизить обилие запретов
  4. Забудьте частицу «не»
  5. Какими бывают запреты
  6. Сервисы и калькуляторы
  7. Что можно, а что нельзя запрещать ребенку?
  8. Учимся запрещать: советы мамам и папам
  9. Не злоупотребляйте запретами
  10. Важно объяснять причину запрета
  11. Запреты должны быть системными
  12. Будьте гибкими
  13. Должно ли быть слово «нельзя» в лексиконе родителей?
  14. Почему ребенок не понимает ваши запреты?
  15. 8 советов психолога для установления запретов
  16. Запрещайте, объясняя
  17. Определитесь с табу
  18. Слово «нельзя» в воспитании ребенка
  19. Правильное «нельзя» для детей
  20. Для чего нужны запреты?
  21. Родительские хитрости
  22. Разрешайте ему выбирать
  23. Презентация запрета
  24. Советы взрослым
  25. Не злоупотребляйте запретными словами
  26. Объясняем причину
  27. Альтернатива запретам
  28. Системный подход
  29. Избегайте провокационных моментов
  30. Отсутствие интереса к окружающему миру
  31. Как запретить, чтобы понял?
  32. Слова, которые нельзя говорить детям
  33. Действия наоборот
  34. Завуалированные запреты
  35. Отсутствие единого мнения

Почему ребенку нельзя говорить нельзя

Споры о том, должны ли дети говорить слово «нельзя», стали очень популярны в последнее время. Психологи и родители, выступающие против таких запретов, утверждают: «Не разрешено» развращает личность.

Ребенок, которому запрещают, растет без интереса к окружающему миру:

  • без интереса к миру — апатичный, пассивный;
  • скупой на эмоции;
  • с низкой самооценкой;
  • конфронтация с миром.

Если вы будете говорить ребенку часто и много, это не поможет.

Однако, как и в случае с «перегибами» всех видов.

На другой стороне шкалы — полная вседозволенность, безостановочные детские развлечения, постоянное курирование и полное отсутствие самостоятельности у ребенка.

Почему?

Очень просто!

«Нет» в умеренных пределах обеспечивает целостность детской вселенной, создает границы, нормы и правила. Если их удалить, можно получить очень непривлекательную картину. Более того, это запутает ребенка и помешает его полноценному развитию.

Вопрос должен быть поставлен по-другому. Не «можно ли запретить ребенку», а «как запретить ребенку»!

Сделайте квартиру полностью безопасной

Это позволит удалить некоторые запреты из списка. Розетки можно закрыть специальными заглушками, громоздкие и опасные вещи — положить как можно выше, а острые и горячие предметы (ножи, утюги и щипцы для завивки волос) — убрать в безопасное место.

Родители знают не понаслышке: запретный плод всегда сладок. Поэтому лучше как можно раньше знакомить ребенка с опасными предметами и подвергать его опасности. Разумеется, под присмотром взрослых. Если ребенок часто тянется к «запретному плоду», его интерес к предмету вскоре полностью пропадет. Тот же принцип, кстати, применим и к другим вещам: если вы хотите, чтобы интерес вашего ребенка к чему-то не пропал (а точнее — временами усиливался), ограничьте «дозу».

Дайте ребенку игрушечный нож и позвольте ему нарезать приготовленные овощи. Пусть они гладят одежду, когда утюг почти остыл, или выключают микроволновую печь. Этим вы не только обезопасите своего ребенка, но и привьете ему интерес к этому виду работы. В будущем то, что вы делаете сейчас, положительно скажется на его отношении к домашней работе.

Осталось сделать еще один вывод. Оказывается, ничего нельзя запрещать ребенку. Многие вещи следует объяснять спокойно. Позитивным воспитательным этапом является использование слов-заменителей, таких как «край», «опасный», «острый», «горячий», «поранит» и т.д. Следует разрешить выбор и самостоятельное принятие решений, а опасные предметы следует вводить осторожно. Таким образом, дети учатся ответственности за свои действия и принятие решений. Чувствуя себя уверенно, потомство будет лгать гораздо меньше.

Теперь и вам, родители, нужно воспитывать в себе спокойствие, терпение и умение слушать и рассказывать. Без этого все, что выше, так и останется выше сказанного.

Снизить обилие запретов

Если ваш ребенок слышит от вас только одно «нет», пора менять тактику. Для начала попробуйте уменьшить количество опасных мест в доме. Вы можете убрать все опасные предметы из зоны досягаемости ребенка, «нет» будет звучать в вашем доме реже, и вам не придется беспокоиться о безопасности вашего малыша. Также могут помочь такие приспособления, как липучки на дверцах шкафов, силиконовые манекены на углах, ограничители дверей и окон и т.д.

Возможно, эти меры предосторожности сделают жизнь вашего ребенка немного менее ограничительной. Если вы создадите безопасное пространство для игр и творческих экспериментов, ваш сын или дочь не будут стремиться играть с опасными предметами. У вашего ребенка будет свое идеальное пространство.

Изображение #3 - Почему ребенку нельзя говорить

Забудьте частицу «не»

Часто дети просто не понимают, что такое «нет». Когда мама говорит: «Не трогай», ребенок слышит только «трогай». Все родители должны это знать. Это возраст, когда хочется сломать систему устоявшихся поведенческих норм. Вам просто нужно привыкнуть искать позитивные фразы-заменители, которые могут ввести ребенка в замешательство. Таким образом, запреты могут стать более слышимыми для ребенка. Можно обойтись и без примеров, так как это довольно просто, достаточно несколько дней понаблюдать за выражениями.

Какими бывают запреты

Ваш ребенок должен быть запрещен. Но перед этим спросите себя: что, зачем, с какой целью? Защищать, прививать мораль и этику, сохранять целостность домашнего имущества…. Попробуйте объяснить это себе — запреты станут целенаправленными, в доме будет меньше конфликтов.

Что такое «нет»:

  • Безусловная и жизненно важная. Вы не можете выбежать на улицу, выпить чашку горячего чая или забраться на парапет небоскреба. Это опасно для жизни и здоровья.
  • Принято в данном обществе. Это правила поведения в данном обществе.
  • Создана в семье ребенка. В целях уважения семейных традиций.
  • Действует в определенном месте, в определенное время. В доме это разрешено, но не в машине.
  • Ситуативный, бытовой. Вы не можете засунуть палец в розетку, щелкнуть выключателем, взять в руки нож или включить газовую плиту.

Выберите из этого списка самые важные, объективно необходимые. Родители должны сами понимать правила, прежде чем объяснять их детям. Если «нельзя», потому что «я так сказал», то «можно».

Если некоторых запретов можно избежать, то лучше их избегать. Зачем ругать за ножи, если их приходится прятать. Вилки надеваются на розетки. Дверцы «опасных» шкафов закрыты. Подпрыгивающие предметы поднимаются на более высокий уровень. Задача родителей — сделать пространство как можно более безопасным. Таким образом, вам не придется постоянно тянуть и дергать ребенка.

Сервисы и калькуляторы

  • Календарь беременности
  • Календарь беременности
  • Калькулятор ХГЧ
  • Калькулятор срока беременности
  • Калькулятор зачатия (овуляции)
  • Консультация специалиста

Что можно, а что нельзя запрещать ребенку?

Важно различать запреты по степени их строгости. Категорически запрещенными для ребенка могут быть угрозы жизни и здоровью: например, гулять с незнакомыми людьми, находиться рядом с огнем, драться, выбегать на дорогу, залезать на подоконник. Некоторые запреты могут быть не такими строгими: соблюдение распорядка дня, употребление нездоровой пищи и т.д.

Другие виды деятельности, по мнению специалистов, не нуждаются в запретах. Ребенок имеет право выражать свои эмоции и мнения, пробовать новое и совершать ошибки. Однако каждый родитель должен сам решить, что для него неприемлемо в поведении ребенка.

В подходе М. Монтессори свобода ребенка от желаний и воли взрослых является одним из основных принципов. Однако это не означает, что ребенку нельзя ничего запрещать. Понятие свободы означает не абсолютную вседозволенность, а реализацию права ребенка на выражение своей индивидуальности. В Монтессори-группах удивительным образом сочетаются свобода и дисциплина.

Дети могут свободно перемещаться по комнате и брать с полок любые игрушки, какие захотят, не крича, не убегая и не забывая положить игрушки на место. Приходите на занятия в детский Монтессори-центр «Созвездие» и убедитесь в этом сами!

Учимся запрещать: советы мамам и папам

Не злоупотребляйте запретами

Первое, что нужно помнить, — не запрещать ребенку делать все, поскольку дети регулярно слышат «нет» и «я не могу» и не воспринимают это как сигнал к тому, чтобы немедленно отойти и не продолжать занятие.

Ребенку необходимо удовлетворять свое любопытство, поэтому позвольте ему бегать, гоняться за бабочками и трогать все, что не причинит ему вреда. Помните, что если ваш ребенок испачкал одежду, ее можно постирать, но успокоить «маленького исследователя», который в очередной раз что-то запрещает, будет уже не так просто.

Важно также помнить, что дети до трех лет не понимают, почему им можно играть с водяным пистолетом на детской площадке, но нельзя стрелять из него по стенам дома. В таких случаях следует объяснить без запретных слов, почему действуют такие правила.

Родители могут использовать слово «нельзя» до трехлетнего возраста, если деятельность может быть опасной для ребенка и если ребенок может причинить кому-то вред. Не разрешается бить кого-либо, не разрешается кусаться или щипаться, а также вставлять вилку в розетку. Если действия ребенка не причиняют вреда, то запрещать ему что-то делать только потому, что он не хочет убирать за собой, — не самая лучшая идея.

Когда ребенку исполнится три года, он будет понимать больше, и даже тогда можно будет объяснить ему, почему нельзя закрашивать обои краской.

Важно объяснять причину запрета

Родители должны помнить — одного запрета недостаточно, необходимо, чтобы ребенок объяснил, почему его поступок может быть опасен, и чтобы родители не запрещали только из-за каприза. Причина должна быть простой, и вы также можете показать, почему, например, прикосновение к горячей кастрюле опасно. Вы можете дать ребенку потрогать его, когда он остынет, чтобы он понял, что так он теплый, но когда он горит, он становится очень горячим, и прикосновение к нему может привести к ожогу.

Для того чтобы ребенок понял значение слова «нельзя», ему следует чаще повторять слово «можно». Отличным эффектом является использование их в одном предложении, например, можно сказать: «Нельзя трогать горячую кастрюлю руками, но можно взять ложку и поиграть с ней!». Когда ребенок слышит «можно», это отвлекает его от раздражающего факта, что родители запрещают ему делать что-то другое, а также способствует его развитию и исследованию окружающего мира.

Чтобы ваш ребенок не поддался на «запретный плод», покупайте ему вещи, которые выглядят так, как будто они предназначены для взрослых. Например, игрушечные инструменты или игрушечная посуда. Потом у девочки будет игрушечная плита, на которой, как мама, она сможет варить суп, а у мальчика молоток, как у папы. Таким образом, ребенок потеряет интерес к взрослым вещам и будет чувствовать себя более взрослым, когда у него будут свои собственные вещи.

Запреты должны быть системными

Говоря о запретах, нельзя упускать из виду тот факт, что они должны быть системными. То есть, если мать не разрешила рисовать на обоях сегодня, она не разрешит и завтра, и это не будет зависеть от ее усталости или занятости. Если на следующий день после «нет» ребенок услышит «да», он сделает вывод, что запрет зависит только от настроения родителей, и что на самом деле запрещенная вещь не опасна, и поэтому к родителям можно не прислушиваться.

То же самое происходит, когда мать запрещает, а отец разрешает. Это сразу же снижает авторитет матери в глазах ребенка, потому что теперь обо всем будет спрашивать отец. Поэтому родители должны быть единодушны в своих запретах, и даже слезы или истерики не должны влиять на это. То же самое относится и к бабушкам и дедушкам: желая казаться добрее родителей, они не должны позволять внукам делать то, что запрещено им дома.

Будьте гибкими

В то же время психологи рекомендуют иногда проявлять некоторую гибкость. Поэтому, когда ребенок болен, можно, в силу его состояния, разрешить ему делать что-то больше, чем обычно. Однако следует сразу предупредить ребенка — как только он выздоровеет, запрет начнется снова.

В таком сложном вопросе, как запрет, важно поступать правильно, в том числе не провоцировать детей на определенные поступки. Например, логично, что если на столе лежат бумаги, то рано или поздно ребенок захочет их посмотреть. Поэтому, чтобы не запрещать им прикасаться к бумагам, лучше положить их в ящик. Таких ситуаций очень много.

Все вещи, которые ребенку не разрешается трогать, должны находиться вне пределов его досягаемости. Это особенно касается ценных и хрупких предметов. Ребенка следует держать подальше от всего, что может представлять для него опасность и вызвать его интерес, например, от острых углов, режущих и колющих предметов, стекла и розеток.

Должно ли быть слово «нельзя» в лексиконе родителей?

Ребенок обязательно должен понимать, что правильно и неправильно, и знать, когда это неправильно. Специалисты говорят, что при воспитании детей необходимо ориентироваться на возраст и формировать определенные запреты.

Оказывается, согласно этой теории, ребенок может запомнить и понять столько «нет», сколько ему лет. То есть для двухлетнего ребенка подчеркните два основных запрета и не навязывайте больше, а детям до года и запреты ни к чему — они еще не способны уловить смысл родительских резких слов.

Education-Love-the-parents-800x600

Почему ребенок не понимает ваши запреты?

Родители всегда должны быть наготове, рядом, чтобы рассказать и объяснить ребенку, как вести себя в любой ситуации:

  • Часто родители повторяют слово «нельзя» или другие фразы несколько раз на автопилоте громким голосом: «Я сказал, что так нельзя», «Ваня, отойди, я сказал, что так нельзя!».

Это происходит большое количество раз в день. Попробуйте, ради эксперимента, посчитать, сколько раз за день вы говорите своему ребенку слово «нельзя!».

  • Родители произносят слово «не могу» автоматически — им так удобнее, им не нужно использовать свой мозг и думать об альтернативах.

Все не разрешается, ребенок в замешательстве и не понимает: что же тогда разрешается? Программа блокируется, и ребенок впадает в ступор.

По этой причине, не обращая внимания на запреты родителей, ребенок продолжает заниматься своими делами, злится, начинает кричать и ругаться, проявляет агрессию. Это происходит потому, что ребенку не была предоставлена альтернатива.

  • Слишком много запретов и недостаточно разрешений.

В некоторых семьях бывает так, что вся квартира остается под запретом. Скажем прямо, в квартире в городе ограниченное пространство для ребенка и так мало развлекательного, интересного и познавательного.

Родители запрещают открывать дверцу шкафа, трогать кошку, залезать на диван, брать со стола ручку, телефон или пульт дистанционного управления. Результат — полная неизвестность.

Важно: ребенок не понимает, как можно жить и развиваться, когда все вокруг — запреты. Его неуемная энергия заставляет его двигаться, развиваться, брать то, что не позволено.

Активное развитие мозга, познавательный интерес движет им. Организм и психика вашего ребенка сигнализируют о том, что ему необходимо накапливать жизненный опыт.

Но родители все запрещают, мало что разрешают, тем самым блокируя интерес к учебе и саморазвитию. И часто возникают беспорядки.

  • Непоследовательность запретов

Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать слова «ты не должен».

Например, мама говорит «нельзя», а папа возвращается с работы и решает, что можно: «Вот пульт дистанционного управления, почему ты не можешь?». Это приводит к тому, что ребенок игнорирует запрет или теряется, не понимая: это все еще разрешено или уже нет?

  • Непоследовательность в мнениях родителей

Родители расходятся во мнениях по некоторым фундаментальным вопросам. Например, нужно ли давать сладости перед ужином, можно ли есть сахар, можно ли смотреть мультфильм перед сном?

Важно! Если в семье нет последовательности, нет консенсуса, ребенок не будет точно понимать, что можно, а что нельзя.

8 советов психолога для установления запретов

Если вы хотите научить своего ребенка правильно реагировать на вездесущее слово «я не могу», попробуйте следовать нескольким простым рекомендациям. Это поможет вам установить разумные запреты, не ограничивая при этом деятельность вашего ребенка.

  1. Не следует злоупотреблять словом «не должен». Есть риск, что ребенок воспримет это как случайность и не обратит на это особого внимания. Кроме того, запомнить все родительские запреты просто невозможно. Мы уже говорили, что запрещать следует только то, что опасно для жизни или оскорбительно для других.
  2. Постоянное дерганье все равно нежелательно, лучше создать вокруг ребенка безопасную обстановку, чтобы можно было избежать большинства запретов. Уберите острые, хрупкие предметы, закройте электрические розетки, отодвиньте стулья и столы от окон и т.д.
  3. Обязательно согласуйте свои действия с членами семьи. У матерей, отцов, бабушек и дедушек должен быть единый список запретов. Это необходимо для того, чтобы ребенок не сталкивался с противоречиями. Например, мать запрещает долго сидеть перед телевизором, а любимая бабушка разрешает.
  4. Кстати, обсуждение списка запретов полезно и тем, что вы можете убрать «вредные» ограничения, подавляющие естественное любопытство детей. Есть ли у вас стиральная машина? Почему бы не позволить ребенку испачкаться на улице, исследуя глубины луж. Вы также сможете договориться с супругом не оставлять на столе важные документы или ключи от машины.
  5. Будьте последовательны в своих запретах. Если вчера вы сказали «нет», когда ваш ребенок разбросал игрушки по комнате, а сегодня вы не разрешаете ему делать то же самое, даже если вы не хотите воспитывать маленького «неряху», а смотрите сериал или разговариваете по телефону.
  6. Ребенок растет, его навыки становятся лучше, а это значит, что родители должны адаптировать запреты к возрасту. Например, четырехлетний ребенок уже может орудовать не очень острыми ножницами или помогать маме готовить обед.
  7. Постарайтесь исключить из своих высказываний частицу «нет». Психологи считают, что дети вовсе не слышат этого и даже воспринимают такой запрет как подсказку к действию. Например, вместо обидного «не жадничай», скажите «давай поделимся с моим младшим братом».
  8. Важно давать детям альтернативы нежелательному поведению. Мы уже писали, что рисовать в книжках-раскрасках можно, но не обязательно в книжках-сказках. И лицо куклы больше подходит для раскрашивания, чем лицо ребенка.

Поэтому слово «нет» является эффективным инструментом в руках родителя. Но только разумное количество ограничений способствует развитию ребенка.

Поэтому сведите список запретов к минимуму, не бойтесь объяснить ребенку их причины и не забывайте предлагать достойную альтернативу запрещенному поведению. Только в этом случае вы воспитываете в ребенке не упрямство и желание устроить безобразие, а понимание и послушание.

Запрещайте, объясняя

Вместо запретов постарайтесь объяснить ребенку свою позицию. Обсудите их эмоции, расскажите им, почему «так» поступать плохо и «так» поступать хорошо, и не забудьте предупредить их о последствиях. Поощряйте ребенка, чтобы он был впечатлен рассказом. Делайте это спокойно. Не думайте, что когда ребенок маленький, он ничего не поймет. Напротив, именно в этом возрасте формируется их сознание.

Главный аспект — объяснять только тогда, когда ребенок спокоен. Вы можете сесть рядом с ним и/или взять его на колени. Зрительный контакт очень важен — всегда смотрите ребенку в глаза, когда пытаетесь ему что-то объяснить. Даже если он не отвечает взаимностью. Тем не менее, используйте свои атрибуты, чтобы попытаться привлечь внимание ребенка.

Определитесь с табу

Попробуйте составить список абсолютных запретов. Он может быть небольшим, но должен быть строгим и справедливым. Он должен включать список вещей, которые детям запрещено делать под любым предлогом и при любых обстоятельствах. Согласуйте список со всеми членами семьи и объясните, что в нем содержится.

В нашей семье запрещено следующее: стоять на подоконнике, прикасаться к горячей плите или утюгу, бить родителей, домашних животных или других людей, бегать или играть на дороге и т.д.

Необходимо не только объяснять, но и периодически знакомить детей с опасными предметами. Например, дочь должна узнать, что нож острый, осторожно прикоснувшись к нему под присмотром родителей, которые в свою очередь могут слегка уколоть ее. Тем не менее, опасные предметы (большие ножи, таблетки, спички и т.д.) всегда должны храниться в недоступном месте.

Слово «нельзя» в воспитании ребенка

Общение с ребенком является важной частью взаимодействия с ним и средством педагогического воздействия. Поэтому вы должны быть очень внимательны к словам, которые вы произносите, и к тону, которым они произносятся. Слово «нельзя» должно присутствовать всегда, потому что невозможно представить себе полноценный воспитательный процесс без запретов, но оно не должно произноситься при каждом удобном случае, чтобы не нарушать ребенка и не ограничивать его полностью, а только как сдерживающий фактор.

Правильное «нельзя» для детей

Так что все в меру.

Говорить детям «нет» — это нормально. И даже нужно, но с некоторыми нюансами.

  1. Только для важных моментов. Запрещено все, что представляет угрозу для жизни, нарушает нормальное социальное развитие, не соответствует общественным нормам. Нет — засовывать пальцы в розетки, мучить животных и людей, кусать и бить без причины.
  2. С объяснением причин. Ребенок должен понимать причину запрета. Тогда это будет не просто «прихоть» родителей, а объективная необходимость.
  3. В ограниченном количестве. Существует отличное правило: количество «нет» должно соответствовать возрасту ребенка. Для двухлетнего ребенка — два «нет», для семилетнего — семь.
  4. С поправкой на возраст. Здесь вопрос простой. Если ребенок в детском саду не должен брать в руки нож и в одиночку переходить дорогу, то детям школьного возраста уже можно доверять в этом отношении.

Кроме того, когда речь идет о том, могут ли дети говорить слово «нет», члены семьи должны придерживаться той же политики: в равной степени запрещать и в равной степени разрешать. Любой конфликт приведет к путанице и запутает ребенка.

Хорошая идея — предложить ребенку альтернативу. Рисуйте не на обоях, а в скетчбуке. Пинайте подушку, а не папу.

Для чего нужны запреты?

Запретов не должно быть слишком много, но совсем без них не обойтись. Дело в том, что правила и запреты играют важную роль в развитии ребенка. Дети постоянно узнают новое об окружающем их мире и нуждаются в структурировании информации. Изучение правил поведения делает мир понятным для ребенка. Детям необходимо чувство стабильности и доверия к внешнему миру. Например, ребенок спокойно ложится спать, зная, что когда он ляжет, мама прочитает ему сказку. То же самое относится и к запретам — например, нельзя есть сладкое, пока не поужинаешь.

Зачем вам нужен запрет?

Родительские хитрости

Слово «нельзя» — категоричное, но оно становится более приемлемым, если окрасить его в более ласковые тона и постараться не только выразить запрет, но и объяснить ребенку: почему нельзя? Как это может быть опасно? Как это сделать хорошо и правильно?

Если вы повторите последствия того или иного действия и объясните его мягким, заботливым тоном, запрет не вызовет негатива и истерик, ребенок через некоторое время поймет и перестанет совершать нежелательное действие.

072b03d0e9eccd4059234a0e4f9f4a0d.jpg

Отличным решением проблемы увлечения ребенка чем-то запретным является попытка отвлечь его внимание. Для совсем маленьких детей подходят различные визуальные объекты: «смотри, собачка!», «вон летит бабочка» и т.д. Для детей постарше — разнообразные визуальные объекты, например, «смотри, бабочка летит!

  • рифмы
  • считалочки
  • рифмы
  • пальчиковые игры

53fc7a0e9788dfca752ab24c0b900cd6.jpg

Важно не проявлять негативных эмоций, если ребенок ведет себя не так, как нам хотелось бы. Не показывайте злость, ярость или используйте крик, даже если ребенок очень избалован. Правило для заботливых родителей — всегда проявлять нежность и любовь в своих словах и поступках.

Разрешайте ему выбирать

Позвольте ребенку сделать свой собственный выбор. Детям это очень нравится. Проведите эксперимент. Вы увидите, что ваш ребенок будет в лучшем настроении, улыбаться, интересоваться и выбирать. Он или она будет гордиться своим правом выбора, а значит, и своей независимостью.

  • А. Мать наливает горячий чай в чашку. Сын собирается попробовать его на вкус. Родитель предупреждает его, что чашка очень горячая. «Вы можете потрогать его, если хотите, но это будет больно, потому что чашка горячая». Тогда вы можете остановиться на мгновение и предложить вместо этого налить теплый чай. Да, ваш сын все еще будет трогать кружку, чтобы проверить, что сказала мама, но с этого момента он будет знать, что горячее, и будет вести себя более осторожно.
  • Б. Дочь пытается пройти по луже в туфлях. Реакция правильного родителя должна быть такой: «Дочка, прекрати: как ты помнишь, по лужам мы ходим только в обуви. Выбирайте: должны ли мы сейчас пойти домой и сменить обувь или бросить камешки в лужу? Видите, как это круто!»

Презентация запрета

Дети стараются во всем подражать своим родителям. Если вы говорите своему ребенку, что фастфуд вреден для него и он не должен его есть, вы сами должны следовать этому правилу. Прежде чем запрещать своему ребенку, поговорите с ним об этом. Не спрашивайте их, что они думают о том или ином правиле, просто спросите их, что они думают о том или ином ограничении. Просто не реагируйте на его или ее «не хочу, не буду». Постарайтесь объяснить ребенку, что его возражения не заставят отменить запрет, но обязательно объясните причину своего решения.

Советы взрослым

Не злоупотребляйте запретными словами

Самая распространенная ошибка, которую совершают родители, — это слишком много запретов. Постоянно слыша слово «нет», ребенок просто перестает воспринимать его в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.

Не ущемляйте интересы маленького исследователя. Пусть он бегает на улице, трогает всевозможные предметы, гоняется за соседской кошкой. Вся одежда может быть выстирана, а руки и лицо вымыты.

Дети до трех лет не понимают, что одно и то же занятие можно делать дома, а не в общественном месте. Или наоборот — вы можете играть с водой на детской площадке, но не дома. В таких случаях постарайтесь объяснить ребенку ситуацию без использования запретных слов или отвлеките его игрой.

В первые три года жизни ребенка слово «нельзя» должно относиться только к действиям, которые угрожают безопасности ребенка и агрессии по отношению к человеку. Не разрешается держать палец в розетке, держать руки на горячей кастрюле, бить стеклянные поверхности, кусать и щипать людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, только добавляет хлопот родителям и увеличивает время, затрачиваемое на уборку дома.

Когда ребенок достигает трехлетнего возраста, он начинает понимать больше. Он уже может отличить этюдник от обоев в коридоре, поэтому запреты теперь можно сделать более конкретными. Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полке, а не когда мама гладит вещи.

Объясняем причину

Любой ваш запрет всегда должен сопровождаться объяснением причины. Ваш ребенок должен понять, что действие действительно опасно, это не прихоть.

При объяснении используйте те слова, значение которых ваш ребенок уже знает. Говорите на языке, который он/она понимает. Помимо слов, важен и физический прием любого «нет». Например, можно разрешить ребенку потрогать горячий чайник на плите, но только если степень нагрева не угрожает нежной коже ребенка.

Альтернатива запретам

Наш русский язык не зря называют большим и могучим, и вы должны использовать его по максимуму. Каждый «нельзя» старается взять в руки свое «можно» и использовать его чаще. Например, нельзя прикасаться к сковороде на плите, но можно взять половник со стола. Такие «банки» отвлекают ребенка от запретных вещей, не мешая при этом его развитию и изучению мира.

Уже в этом возрасте у ребенка должны быть свои вещи, похожие на те, что есть у взрослых. Тогда не нужно ничего запрещать, достаточно объяснить, какой молоток принадлежит папе, а какой — Колину. Интерес к вашим вещам у ребенка исчезнет, а значимость возрастет.

  • 5 альтернативных способов сказать «нет» своему ребенку
  • Что можно и что нельзя запрещать своему ребенку
  • Как запретить ребенку, не запрещая

Системный подход

Как сказать ребенку
Любой категорический запрет должен оставаться таковым в любой ситуации. Иначе ребенок просто не поймет, почему одно и то же занятие еще вчера было запретным, а сегодня вдруг стало доступным.

Ребенок может считать, что все «нет» зависят от настроения старших и на самом деле не представляют никакой угрозы. Не практикуйте попустительство запрету, если вам нужно выкроить время для своих дел.

Такой же подход должен быть и у остальных членов семьи. Часто бывает так, что бабушка или отец могут делать то, что не разрешает мать. Это негативно сказывается на авторитете матери. Возможно, что в будущем ребенок перестанет слышать ее «нет» и попросит других взрослых сделать то же самое. Все запреты должны быть единообразны, их не следует терпеть, даже в случае слез и тантры.

В то же время можно быть немного гибким. Ребенку можно позволить немного больше, если, например, он болен. Но в этом случае следует уточнить, что разрешение дается только на период болезни.

Избегайте провокационных моментов

Бывает, что родители сами провоцируют детей на определенные действия. Например, ребенок неоднократно запрещал трогать папины бумаги, но как избежать соблазна, когда они постоянно лежат на столе и даже не спрятаны в ящик? Таких ситуаций достаточно много.

Храните все важные документы в недоступном для ребенка месте, а еще лучше — под замком. То же самое касается любых ценных или хрупких предметов. Не искушайте ребенка без необходимости.

Отдельно мы хотели бы напомнить вам о правилах безопасности для детей дома. Оберегайте ребенка от всех острых предметов, острых углов, близкого доступа к розеткам, стеклам и зеркалам.

Отсутствие интереса к окружающему миру

Если ваш ребенок своенравен, это не повод ставить его в угол и говорить, что ему нельзя так себя вести. Просто переведите эту бурю неуемной энергии в мирные цели. Например, обслуживайте своего ребенка в каких-либо образовательных мероприятиях. Дети обычно стремятся узнать все новое и необычное, поэтому они развивают свое мышление, память и внимание.

Неудивительно, что если каждая попытка познать мир пресекается грозным «этого нельзя делать», ребенок замыкается в себе и желание чему-то научиться просто испаряется. Такие дети, как правило, испытывают трудности в школе и в спорте.

Они очень узко мыслят, на них трудно произвести впечатление и у них постоянное чувство скуки. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок вырос безынициативным и мало любознательным. Затем избавьтесь от своих запретов и начните объяснять им, что к чему.

Изображение #2 - Почему ребенку нельзя говорить

Как запретить, чтобы понял?

Как запретить малышу, не прибегая к физическому наказанию и крикам? Как правильно донести информацию до ребенка?

Слово «невозможно» для ребенка эфемерно. Когда мы говорим ему, что брать пульт запрещено, а он пришел и взял его, ребенок понимает, что мама была не права: «Почему я не могу взять пульт дистанционного управления? Я подошел и тихо взял его в руку».

В действительности это физически возможно. Это сильно обесценивает значение слова «не разрешено».

Недопустимым для маленького человека является то, что невозможно сделать физически. Например: нельзя достать луну с неба, нельзя отодвинуть шкаф, как бы сильно вы его ни толкали, даже с помощью взрослого — это невозможно.

Важно, чтобы родители расширили свой словарный запас и заменили непонятное слово «нельзя» другими, более доступными словами.

Несколько слов предостережения! Пусть это будут слова: опасный, высокий, тяжелый, суровый. Используйте все эпитеты, которые могут точно описать ситуацию и возможную опасность.

Например, мать говорит: «Вы не должны прикасаться к стеклу». Вместо этого лучше дать ребенку потрогать его пальцем, почувствовать тепло и сказать: «Горячо!».

Таким образом, ребенок быстро усвоит, что прикасаться к горячим предметам недопустимо. Важно ввести акценты в обучение ребенка и как можно реже использовать в лексиконе слово «нельзя».

Слова, которые нельзя говорить детям

Часто родители произносят фразы, обидные для ребенка. Как правило, эти «педагогические приемы» уходят корнями в прошлое — это то, что говорили наши родители, бабушки и их прабабушки. Но никто не задумывается о сути сказанного и о том, как это повлияет на его или ее ребенка. Что не следует говорить ребенку, чтобы не обидеть его?

5dfe7fa18f6eaece45263fbf571b7d9e.jpg

Никогда не говорите ребенку:

  • «Если вы не будете хорошо питаться, вы не будете расти». — это предложение может вызвать комплексы у ребенка и даже привести к проблеме лишнего веса в будущем
  • «Будь послушным своей матери, иначе бабайка заберет тебя». — не сеять страх в душе ребенка, так как это может перерасти в серьезную фобию, которую ребенок будет носить всю жизнь (даже среди здравомыслящих взрослых есть много тех, кто боится темноты и вздрагивает от каждого шороха)

6d16e4bf77ac997389881885726ed6f8.jpg

  • «Какой ты неуклюжий», «Ты все делаешь неправильно», «У тебя крючковатые руки». — Такие слова унижают достоинство ребенка, его самооценку и уверенность в себе. Ребенок будет считать себя недостойным, неэффективным, уступающим другим.
  • «Если будешь ковырять в носу, сломаешь палец», «Не корчи рожи, потому что так и останется» — чтобы ребенок не делал некультурных вещей, нужно объяснить ему реальную причину, почему так не надо делать, а не придумывать сказки. Подавайте хороший пример: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок ковырялся в носу, не ковыряйтесь в нем сами.
  • «Все дети некрасивые и плохие, но ты — самый красивый и милый». — не растите своего ребенка самовлюбленным существом, считающим себя центром вселенной. Говорите о том, какой вы замечательный и прекрасный ребенок, но не принижайте других в глазах вашего ребенка

Действия наоборот

Запретный плод сладок, и это знают все, даже дети. Если вы каким-либо образом ограничиваете своего ребенка, он, скорее всего, будет сопротивляться и делать то, что ему хочется. Например, вы прячете сладости от детей, пока они их едят. В таком случае ребенок чувствует несправедливость и начинает бороться за свои права. Вы больше не являетесь для него авторитетом, потому что вы делаете то, что не разрешаете ему делать.

Слово «нет» больше не обладает магической силой. Сейчас ваш ребенок рассуждает по принципу «все остальные могут это делать, значит, и я смогу». Запрет игнорируется. И, казалось бы, ничего страшного — ваш ребенок хочет конфетку? Пусть ест. Но что делать, если у него аллергия на шоколад? Ответ на этот вопрос — решение.

Постарайтесь не просто отказать, а объяснить причину запрета. Предупредите своего ребенка о последствиях и дайте ему понять, что вы не отказываете ему в сладостях, вы просто беспокоитесь о его здоровье. И речь идет не только о сладостях. Поговорите со своим ребенком и дайте ему знать, что вы думаете.

Некоторые родители, заметив, что их ребенок делает все наоборот, прибегают к весьма своеобразному методу. Если ребенок хочет играть на улице и не хочет идти домой, например, они говорят, что ребенок никогда не должен заходить в квартиру. Именно здесь сын или дочь хотят во что бы то ни стало узнать, что ждет его или ее дома. Эта тактика работает, но у нее есть и подводные камни. Когда ребенок вырастет, он будет продолжать делать все наоборот.

Читайте также: Почему срываются планы — рушатся, не работают

Завуалированные запреты

Мудрые родители организуют пространство и свободное время своего ребенка таким образом, что он просто не может сделать ничего плохого. Это обеспечивается, если:

  • Создавать комфортную и безопасную среду, нейтрализуя все риски
  • Обеспечьте пространство, где ребенок может творить, не разрушая ничего ценного и не портя одежду
  • Покажите ребенку наглядный пример того, как обращаться с различными предметами
  • Устанавливать четкие запреты и придерживаться их: один из родителей не должен разрешать то, что запрещает другой.

bb018dc99ae404a8fa501261809d28b2.jpeg

Соблюдая эти простые правила, ребенок получит некоторую свободу, будет развиваться гармонично и всесторонне, интересоваться внешним миром и пытаться узнать его. А лишние бессмысленные запреты не успеют навредить нежной психике ребенка.

Отсутствие единого мнения

Ситуации, когда отец разрешает детям делать то, что запретила мать, не редкость во многих семьях. Иногда вмешивается старшее поколение. Родители запрещают ребенку есть сладости, а бабушка балует любимого внука мармеладом. Потому что она просто не знает, что это лакомство входит в список запрещенных продуктов в доме. Чтобы предотвратить возникновение подобных обстоятельств, необходимо заранее установить со всеми членами семьи, чего не следует делать.

Оцените статью
Блог о продуктивности