- Что такое рефрейминг?
- Какие проблемы решает рефрейминг
- Разговорный рефрейминг
- Структура
- Рефрейминг смысла
- Рефрейминг Контекста
- Совсем структурно
- Упражнение «Назови по-другому»
- Задание.
- Виды рефрейминга
- Рефрейминг в психологии
- Рефрейминг в менеджменте
- Рефрейминг в продажах
- Техника рефрейминга
- 6 шаговый рефрейминг
- Контекстный рефрейминг
- Происхождение понятия
- Эффективность
- Шестишаговый рефрейминг
- Варианты рефрейминга
- Рефрейминг – упражнения
- Недостатки методики
- Сферы применения
- В психологии
- В менеджменте
- В продажах
- В образовании
- Примеры рефрейминга из моей жизни
- Рефрейминг – примеры
- Рефрейминг и психология
- Рефрейминг ситуации (или смысла)
Что такое рефрейминг?
Рефрейминг — это набор техник в современной позитивной психологии, НЛП, связанных с перестройкой или рефреймингом восприятия, поведения, мышления и, в конечном итоге, избавлением от деструктивного (тревожного, невротического, аддиктивного) поведения. Рефрейминг также широко используется в бизнес-технологиях, помогая вывести организацию на новый уровень развития.
Какие проблемы решает рефрейминг
Рефрейминг — это метод в психологии, основная цель которого — заставить человека изменить свое восприятие ситуации, иметь новую точку зрения. То есть, он представляет существующую проблему или ситуацию, меняя «рамку» на них.
Область применения техники рейфрейминга выходит далеко за рамки НЛП и включает в себя другие области психологии.
При использовании техники «смены кадра» вы можете:
- использовать связку «но», чтобы подчеркнуть положительные аспекты, не игнорируя отрицательные;
- видеть преимущества ситуации;
- приведите примеры сравнений в пользу данной ситуации.
Зная, как переосмыслить и смоделировать ситуацию, вы можете получить следующие преимущества:
- устранение негативных аспектов в вашем поведении;
- Снижение эмоционального стресса;
- Пробудите свою креативность и станьте проактивным.
Способность к позитивному рефреймингу позволяет изменить тип мышления и, соответственно, поведения.
Разговорный рефрейминг
Ежик стоит на пне и кричит:
— Я сильная! Я сильная! Я сильная!
Мимо проходит медведь, слушает и дует на ежа. Ежик уносится в кусты.
Ежик встает и говорит:
— Я силен, но я светел!
Рефрейминг позволяет вам изменить результат, играть со смыслом. И это можно делать даже в обычном, повседневном разговоре. Давайте сделаем это так: сначала я покажу вам несколько примеров, а затем мы установим, как работает рефрейминг. Вы будете делать оценочные суждения, а я приведу вам несколько примеров рефрейминга.
— Сегодня я приехал на работу в 9.40 утра.
И что? Это просто рассказ о факте, событии. Здесь нет никакой оценки.
— Вчера я опоздал на работу на десять минут.
У вас хорошая память, если вы помните об этом даже сегодня.
— Запороже — плохой автомобиль.
Но он маленький и дешевый.
— Мой начальник меня раздражает.
Это показывает ваш профессионализм. Если вы готовы выполнять приказы того, кто вам не нравится….
— Я жадный.
Я бы назвал это бережливостью.
— Мне не нравится моя работа.
Вы очень ответственный человек, если идете к нему после всего. Нет большего испытания, чем делать то, что тебе нравится.
— Я никому не нравлюсь.
Это повод что-то изменить в своей жизни.
— Я слишком ленив.
Однако вы не допустите ненужных ошибок.
— Значит, достаточно сказать кому-то «ты не жадный, ты экономный», и все изменится?
Как ни странно, иногда так и происходит. Но не всегда. Одно из самых важных условий для того, чтобы рефрейминг сработал, — это попадание в карту. Рефрейминг работает следующим образом: вы поворачиваете человека другой стороной и показываете ему: вот как это могло бы быть. Поэтому если «это могло бы быть так» соответствует их карте, существует высокая вероятность того, что рефрейминг сработает.
— Так является ли рефрейминг просто способом расширения карты?
Да, это один из способов расширения карты. Очень часто человек не «видит» других возможностей оценки. Вы вручаете их ему. Он почесал затылок и воскликнул: «О, оказывается!»
— Каковы необходимые условия для того, чтобы рефрейминг работал?
Раппорт — это первое и самое важное условие. Все речевые техники требуют раппорта. Доверяйте источнику. В противном случае все эти «вложенные команды» будут отфильтрованы.
— Всегда ли мы меняем оценку с негативной на позитивную?
Это зависит от ваших целей. Довольно часто нужно поступать с точностью до наоборот:
— Это не доброта, а откровенная ложь!
Для многих людей требуется шок, чтобы заставить их обратить внимание на ситуацию. Они могут даже не подозревать, как их поведение оценивается другими. И если вы все время «дипломатичны» с ними, они искренне считают, что все замечательно.
Рефрейминг — это лишь один из способов управления суждениями. Одним из последствий неправильного использования является то, что вы лишаете других качественной обратной связи. Если вы будете твердить ребенку, что «он не темпераментный, а просто эмоциональный», вы можете получить в итоге человека, который вообще не пытается контролировать свои эмоции. Просто потому, что его или ее с детства убеждали, что это «нормально».
Один очень тактичный англичанин не знает, как сказать своей секретарше, что ее уволили….. И он формулирует это следующим образом:
— Миссис Джонс, вы делаете такую большую работу, я даже не знаю, что бы мы без вас делали. Но с понедельника мы справимся.
Рефрейминг — это инструмент. И то, что вы будете с ним делать, зависит в первую очередь от вас. Короче говоря, вы должны думать. И последствия тоже.
— Для чего используется рефрейминг?
В первую очередь, для персонализации. Поскольку люди реагируют на смысл, вы можете придать ситуации смысл, который позволит вам адаптироваться, а не создавать конфликт. Сравните:
— Давайте поговорим о вашей медлительности.
— Давайте поговорим о вашем слишком ответственном отношении.
Во-вторых, это способ изменения смысла. То есть, он используется, когда вам нужно изменить оценку события другим человеком. Например, если вам нужно изменить взгляд родителя на поведение ребенка, взгляд покупателя на характеристики товара, взгляд начальника на выполненную работу и т.д.
На этапе адаптации чаще используйте «позитивные» рефрейминги (за исключением тех людей, которым нужно «резать правду-матку» так, как они ее видят), а на этапе влияния — те, которые окажут наибольший эффект.
Структура
Что определяет значение события? Прежде всего, что происходит на самом деле. Событие. Во-вторых, контекст, в котором это происходит: одно дело громко крикнуть «Ай» в лесу, другое — сделать это в три часа ночи дома.
Затем, чтобы изменить смысл:
— мы можем однозначно утверждать, что событие имеет другое значение;
— мы можем поместить событие в другой контекст, и его смысл также становится другим.
Таким образом, мы говорим о двух типах разговорного рефрейминга: смысл и контекст.
При смысловом рефрейминге вы просто сообщаете, что событие имеет совершенно другое значение.
При контекстном рефрейминге вы помещаете событие в контекст, в котором его значение изменится.
Итак, чтобы переосмыслить, нам нужно знать как событие, так и его смысл. Если у нас есть только одна вещь, рефрейминг не сработает.
Рефрейминг смысла
— Девушка приходит на исповедь к священнику:
— Отец, я грешник. Каждое утро я подхожу к зеркалу, смотрю на себя и думаю: «Какая я красивая!
— Давай, дочь моя! Это не грех, это иллюзия.
Однажды один человек, банкир, пришел к известному психологу Вирджинии Сатир и привел с собой свою дочь.
— Она не слушает меня. Она упряма», — заявил он.
Вирджиния поговорила с ним некоторое время, а затем сказала:
— Вы всего добились сами, не так ли? У вас не было наследства, у вас не было отца, который просто передал вам банк?
— Да, я все сделала сама! Я начал с нуля!
— И вы упорно шли к своей цели?
— О да! Я работал как вол.
— Так почему же вам не нравится, что ваша дочь унаследовала ваши качества? Что она такая настойчивая?
— Да, действительно! Спасибо. Вот так…
Эта история произошла на самом деле. И это не изменило саму ситуацию. Поведение девочки не изменилось. Просто ее отец приписывал ее поведению совершенно другое значение. Упрямство превратилось в настойчивость!
Вот еще одна история.
Я знаю одну семейную пару. Жена баскетбольного роста вышла в свет в новой юбке очень мини. Муж спрашивает ее:
— Плюются ли женщины?
— Да, это так.
— Вот что для этого нужно.
Для того чтобы переосмыслить значение, нужно либо знать, какое значение человек приписывает событию, либо уметь точно угадать его смысл. Если девушка говорит: «Я чувствую себя неловко, когда мужчины смотрят на меня», — это может означать много разных вещей. Например, она может считать, что когда мужчины смотрят на нее, они желают ее сексуально; что у нее прыщи на лице и она их стесняется; что она привлекает слишком много внимания; что внимание привлекает ее неловкость (реальная или мнимая).
А чтобы рефрейминг сработал, необходимо знать его смысл. Вы можете задать прямой вопрос: «Что это значит для вас?». Или, полагаясь на интуицию, вы можете сделать наиболее подходящий рефрейминг и следить за реакцией — если вы пропустите ее, клиент даст вам знать (вербально или невербально).
— Я чувствую себя неловко, когда мужчины смотрят на меня.
— Что плохого в том, что ты кому-то нравишься?
— Вот в чем дело! Он достаточно стар, чтобы быть моим отцом, и еще….
Вы можете реагировать по-разному:
— Может быть, вы просто напоминаете ему о его дочери.
— Но если вы вызываете сильные чувства даже у пожилого мужчины, вы, вероятно, выглядите очень привлекательно.
И так далее.
Рефрейминг Контекста
— Жена — мужу:
— Дорогой, сегодня в свой обеденный перерыв я столкнулся с тобой на работе и вытащил 300 долларов из кармана твоего пиджака.
— Это хорошо, я не работаю там уже две недели….
Трансформируя контекст, вы не меняете значение напрямую, но ищете ситуацию, в которой поведение будет иметь совершенно другое значение.
Например, гнев может быть полезен в спорте (спортивная злость), агрессивность — в драке, жадность — в обучении (жадность к знаниям) и так далее.
— Я слишком молчалива.
— Но ничего лишнего сказать нельзя.
— Кротких обожают начальники.
Когда я работал педагогом, я наткнулся на открытку под названием: «100 способов изменить отношение к себе». Существует 100 способов изменить контекст. Вот тот, который показался мне самым смешным: «Это будет то, что вы потом будете вспоминать.
Но я думаю, вы достаточно гибки, чтобы понять, что разделение между контекстным рефреймингом и рефреймингом смысла довольно условно. Вы можете проводить оба типа рефрейминга, а последний — для любого оценочного сообщения.
Совсем структурно
Для любителей абсолютной уверенности.
На мой взгляд, чрезмерное структурирование при использовании рефрейминга только мешает. Но некоторые люди считают такой подход полезным для обучения.
Если вы можете свести высказывание к «Я за Z», вы меняете контекст. Ответные фразы начинаются с «но…».
— Я слишком эмоциональна.
— Но женщинам нравятся эмоциональные мужчины.
— Я трачу слишком много времени на себя.
— Но у вас нет времени на ерунду.
Если вы можете свести утверждение к «Я чувствую X, когда происходит Y» (при этом X — это некий неприятный опыт), то вы переформулируете содержание. Фразы типа «ответ» начинаются с «это означает…».
— Меня раздражают похотливые взгляды.
— Я имею в виду, что нужно одеваться хуже, чтобы не выглядеть так привлекательно.
(похотливые взгляды => выглядеть привлекательно).
— Меня раздражает, когда моя дочь не слушает меня.
— Это означает, что ваша дочь взрослеет и становится самостоятельной.
(Непослушание => стать независимым).
Обычно, если контекст задан довольно туманно: «Я вообще раздражительный…», то происходит переосмысление контекста.
Если ситуация более конкретна: «Я раздражаюсь, когда мой начальник кричит на меня…», вы переформулируете значение.
Упражнение «Назови по-другому»
— Однажды к Зайцу приходит Лиса и просит его написать описание Осла. Он, не долго думая, пишет: глупый и упрямый.
— «Но это же рекомендация для повышения», — возмущается Фокс.
— ‘Что я должен написать?
— Пишите: ‘Упрямый в своих убеждениях и упрямый в их реализации’.
Это одна из возможностей языка — называть одну и ту же деятельность по-разному. И сразу же оценка меняется. В свое время мы говорили о «Великой Октябрьской революции», затем в начале 1990-х годов мы стали говорить об «Октябрьском восстании», но сейчас мы используем фразу «Октябрьская революция». Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие не меняется.
Игра со значениями слов может пригодиться вам в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить свои собственные действия:
— Деньги, которые были взяты у меня обманным путем, — это плата за мое обучение.
Во-вторых, вы можете попросить дать оценку событий, которая кажется вам более полезной и правильной:
— Теперь мы услышали разные точки зрения на ситуацию (после ссоры между супругами).
Пример такого переосмысления регулярно демонстрируется в американских фильмах. После ссоры или спора кто-то произносит фразу, например: -Мы все только что устроили небольшую потасовкуCOPY00
Задание.
Вы разбиваетесь на группы по четыре-шесть человек. Ваша задача — придумать как можно больше пар слов или фраз, обозначающих одно и то же действие или признак, но с разной оценкой.
- лень — экономия энергии;
- жадность — бережливость;
- занудство — настойчивость;
- вист — социально активный;
- безвкусный — оригинальный;
- карьерист — человек, который хочет многого добиться в жизни;
- истерический — эмоциональный;
- обманчивый — дипломатичный.
Виды рефрейминга
Рефрейминг личности осуществляется с помощью речевых стратегий, словесного воздействия и попадания в карту ценностей человека, изменяет его восприятие своих черт, негативной ситуации. Существует два типа рефрейминга:
- Рефрейминг контекста. Техника, которая помогает увидеть поведение, ситуацию, черту характера, придавая им новое значение, например, где нежелательное поведение, привычка, приемлемо, а где нет. Переосмысление контекста приводит к изменению подхода к содержанию.
- Рефрейминг содержания. Утверждение или сообщение приобретает иной смысл, если сосредоточить внимание на другой части содержания. Эффективность этого типа рефрейминга полностью зависит от понимания того, что именно содержится в утверждении.
Рефрейминг в психологии
Поведенческая и позитивная психотерапия — рефрейминг используется для изменения восприятия человека и создания новых точек зрения. Психолог предлагает человеку посмотреть на свою ситуацию и просит его представить, что ситуация — это картина, на которую можно смотреть, «обрамляя» ее разными способами. Психологический рефрейминг — терапевтический эффект:
- активизация личности клиента;
- активизация творческого компонента;
- снижение эмоционального напряжения;
- формирование альтернативной формы поведения взамен невротической.
Рефрейминг в менеджменте
Рефрейминг в современной организации — это изменение устоявшихся рамок того, чем она является и как она может развиваться в будущем. Положительные эффекты рефрейминга в менеджменте
- Помогает руководителям разных уровней интегрировать передовые методы управления;
- привлекать лучшие таланты;
- мотивировать сотрудников на качественное выполнение работы;
- раскрывает потенциал компании;
- Формирует у сотрудников новое видение и желание перемен, чувство приверженности организации.
Рефрейминг в продажах
Каждый успешный продавец знает, что такое рефрейминг в продажах. Покупатель видит преимущества, для продавца это способ взглянуть на продукт по-новому и мотивировать себя на новые достижения в продажах. Возможности для рефрейминга:
- выделение преимуществ («на этот товар нет скидки, но в нашем магазине самые низкие цены на этот товар»);
- альтернативные вопросы — продавец обращает внимание покупателя на преимущества товаров, услуг (зачем переплачивать за бренд, если можно купить аналогичный товар по разумной цене и с большой функциональностью).
Техника рефрейминга
Шестишаговый рефрейминг — техника, считающаяся универсальной в НЛП, она помогает работать с любой проблемой, разложенной на шесть шагов. Практика проста, а частое выполнение закрепляется на бессознательном уровне. Положительные эффекты практики:
- вырабатывает новые, более продуктивные модели поведения;
- Человек начинает видеть новые возможности там, где раньше их не было;
- Переоценка событий устраняет тревогу и позволяет более оптимистично смотреть на жизнь.
6 шаговый рефрейминг
Шестишаговый рефрейминг, выполнение техники:
- Сформулируйте и сформулируйте проблему так, как вы ее видите. Вы можете взять в качестве примера нежелательную привычку или поведение и обозначить ее буквой, цифрой или цветом.
- Установление контакта с частью личности (бессознательным), ответственной за привычку. Вы можете спросить: «Я хочу общаться с той частью себя, которая отвечает за привычку. Важно определить сигнификаторы общения, какими они будут, ответы «да» или «нет» или телесные ощущения.
- Определение позитивного намерения. Здесь вы спрашиваете, позволит ли вам эта часть открыть то, чего вы хотите добиться для себя позитивным образом через нежелательное поведение или привычку. Если ответ положительный, вы можете продолжать задавать вопрос: «Если бы у вас были другие, не менее эффективные способы достижения намерения, захотели бы вы их попробовать? Если ответ отрицательный, спросите себя: «Верю ли я, что у моего подсознания есть позитивное намерение, даже если оно не хочет сообщать мне его прямо сейчас?».
- Обращение к творческой части. В дополнение к той части, которая создала нежелательное поведение, существует также творческая часть. Важно попросить первого, контролирующего поведение, сообщить позитивное творческое намерение. Если ответ положительный, этот человек просит творческую часть создать как минимум 3 новые благоприятные модели поведения и информирует менеджера о нежелательном поведении.
- Достижение согласия. Спросите у менеджера по поведению вашей части, хотят ли они использовать одну из новых форм. Если ответ положительный, то бессознательный разум принял альтернативу. Если ответ отрицательный, то вы можете сказать этой части, что она может использовать старый способ, но пусть сначала попробует новый.
- Экологический контроль. Спросите у подсознания, есть ли другие части, которые против или хотят присоединиться к новому поведению. Молчание — это знак согласия.
Контекстный рефрейминг
Этот метод основан на предположении, что любая реакция или поведение необходимы и приемлемы в данной ситуации. Одно и то же можно интерпретировать по-разному. Это зависит от контекста и обстоятельств, сопутствующих событию. Термин «контекст» трактуется как общая картина, объясняющая значение конкретных форм поведения, реакций.
Например, семья ходила купаться и загорать. В этом случае солнце является большим источником позитива и делает людей счастливыми. Однако если мы рассмотрим владельца крыши, который каждый день ждет осадков, но вместо этого наступает очередной солнечный день, то здесь ситуация противоположная. Мы должны понять суть, чтобы иметь возможность разобраться в поведении. Для этого подходит простой вопрос: «При каких обстоятельствах такое поведение было бы наиболее полезным?». Всегда необходимо анализировать контекст, в котором происходит поведение.
Читайте также: Топ 10 советов для родителей первоклашек
Происхождение понятия
Изменение отношения часто встречается в различных философских и психологических направлениях. Само название и алгоритм были введены нейролингвистами Дж. Гриндером и Р. Бэндлером. Они предположили, что терапевтический эффект метода рефрейминга основан на оценке отношения человека к происходящей ситуации, событию или поведению.
Все обстоятельства, которые происходят, многомерны. Их можно описать с разных точек зрения. Это воспринимается как резкое изменение взгляда, перспективы.
Эффективность
Что касается эффективности шестишагового рефрейминга, то она заключается в создании определенного контекста для терапевтической сессии консультирования. На начальном этапе пациента знакомят с идеей положительной роли всех систем организма. В некоторых случаях на этот психотерапевтический шаг тратится гораздо больше времени, чем на саму пошаговую технику рефрейминга.
Речь идет о добровольном осознании пациентом нервного симптома, который может быть позитивно окрашен. Это и есть эффект от лечения. Для того чтобы облегчить понимание и преодолеть эффект психологической защиты, намеренно вводится предположение, что положительное решение принимает не сам пациент, а его тело — мозг.
Таким образом, если причины нервозности понимаются подобным образом, можно вывести два дополнительных терапевтических результата: в первом случае польза от нервозности уменьшается, и пациент осознает это. Во втором случае уменьшается встреча с симптоматикой. Это подразумевает версию локального нервного конфликта. Смысл создается путем поиска позитивных желаний в частях тела. Второй этап характеризуется процедурой рефрейминга.
Шестишаговый рефрейминг
Этот метод также называется поведенческим рефреймингом. Используется при лечении невротических проблем. Процесс рефрейминга основан на предположении, что мысли пациента делятся на плохие и хорошие основы для нервного поведения. Когда часть мозга, отвечающая за благоприятную реакцию, понимает, что все в порядке, ей разрешается действовать по-другому. То есть применить новую версию поведения, более эффективную, но лишенную неприятного эмоционального компонента.
Варианты рефрейминга
1. Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т.д.) для творческого человека, которому нравится полет мысли.
- Настоящий профессионал умеет делать все, а не только то, что ему или ей нравится.
- Универсальность — это ключ к карьерному росту (или любому другому, согласно карте мотивации сотрудников).
- Вы можете найти творческий подход и в рутинной работе (проявите его специально). Бросьте себе вызов: слаб ли я?
2. Руководитель рассуждает так: «Проще сделать самому, чем учить сотрудника».
- Работа менеджера заключается в достижении бизнес-целей путем использования ресурсов других людей, а не своих собственных.
- Инвестиция времени: обучая сейчас, вы экономите время в будущем (если задача повторяется).
- Наставничество повышает ваш авторитет в глазах подчиненного.
- Обучая подчиненного, вы сможете уделять больше внимания работе, которая вам больше нравится.
- Многих людей мотивирует доверие со стороны руководителя, поэтому это повышает их лояльность.
3. Увеличение рабочей нагрузки.
- Чем больше вы заняты, тем больше вы преуспеваете.
- Вы научитесь лучше ценить досуг.
- Вы научитесь лучше планировать свое время.
- Если ваша нагрузка носит временный характер, вы можете подумать, что скоро станет легче, потому что вы слишком много работаете.
- Более высокая нагрузка означает более высокий заработок.
- Более высокая нагрузка означает большее количество тренировок и более высокие профессиональные показатели.
- Вы можете сравнить с тем, у кого нагрузка выше.
4. Трудный клиент в сфере продаж.
- Обучение профессионализму, конкретным навыкам.
- Трудные клиенты впоследствии часто становятся более лояльными, чем те, кто изначально был настроен позитивно.
- Урок на будущее.
- Воспитание терпимости — пригодится в жизни.
- Конкретный вариант с «но»: например, «но» — это денежный знак, но мы редко имеем с ним дело.
- На самом деле, их немного.
- Вы можете пожалеть, потому что трудные люди — это, как правило, люди с комплексами или серьезными проблемами.
- В любой ситуации можно найти что-то смешное.
- Есть чем похвастаться перед коллегами.
- Трудных клиентов обычно доверяют только опытным — это значит, что вас ценят.
- «Победа» над трудным клиентом принесет вам авторитет и уважение со стороны руководства.
5. Необходимость частых деловых поездок.
- Путешествия.
- Разнообразие.
- Больший потенциал заработка.
- В дороге можно заниматься многими вещами, на которые обычно не хватает времени (например, читать, смотреть фильмы или сериалы и т.д.).
- Много общения.
- Развлекаться с клиентами.
- Возможность устроить личную жизнь.
- Отдых от «домашних дел».
- Не нужно делать работу по дому.
6. Потребность в публичных выступлениях.
- Всегда необходим для продвижения по карьерной лестнице.
- Легко показать себя с лучшей стороны большому количеству людей.
- Приятно, когда тебя ценят — в конце концов, публичные выступления доверяют не всем.
- Как правило, люди хотят получить от презентации пользу, иначе их время будет потрачено впустую. Поэтому подумайте о том, что им также важно, чтобы презентация прошла хорошо.
7. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, приходится тратить на них время, хотя они не являются подчиненными.
- Это отличный опыт для будущего менеджера.
- Это отличный опыт для настоящих или будущих родителей (детей нужно всему учить и постоянно отвечать на вопросы).
- Если к ним обращаются, это значит, что их ценят и уважают.
- Менеджер поблагодарит вас за то, что вы выполнили часть его работы.
- Собственный PR — подобные моменты очень часто оцениваются при принятии решений о продвижении по службе или включении в кадровый резерв.
8. Работа среди людей, большинство из которых гораздо опытнее, компетентнее.
- Есть у кого учиться.
- Бесплатное обучение.
- Возможность продемонстрировать высокий уровень обучения. Тренировки в более сильной команде всегда дают больше.
- Бросьте себе вызов: смогу ли я это сделать?
9. Отсутствие возможностей для карьерного роста.
- Меньшая должность — меньше ответственности.
- Менеджер должен полагаться на других, в то время как вы сами себе голова.
- Менеджеру часто приходится работать больше. Менеджер является буфером между подчиненными и начальством.
- Менеджерам всегда приходится решать все самые сложные конфликты и проблемы.
- Менеджеру приходится делать гораздо больше отчетов, планировать и т.д.
10. Частые изменения.
- Воспитывайте в себе гибкость и креативность.
- Работа никогда не бывает скучной.
- Перемены облегчают проявление себя.
- Перемены облегчают демонстрацию лояльности. Перемены могут принести дополнительные преимущества и возможности. Карьера часто делается именно в ситуации перемен.
11. Частые встречи.
- Но в рабочее время.
- Есть возможность проявить себя.
- В обсуждениях легче отшлифовать идеи.
- Обучаются навыкам убеждения, влияния, управления групповой динамикой.
- Снижаются риски, связанные с принятием решений.
- Ответственность теперь лежит не только на вас, но и на других участниках встречи.
- Вы осведомлены о планах руководства.
12. Требовательный лидер.
- У вас больше шансов научиться.
- Точно знать, что делать.
- Вы будете уверены, что похвала действительно заслужена. Это зависит не только от вас, так что не обижайтесь.
- Но все четко и ясно.
- И результаты хорошие.
Рефрейминг – упражнения
Следующие упражнения можно выполнять в группе или самостоятельно. Рефрейминг — практические упражнения:
- «Еще один эпитет». Выполняйте упражнения в группе из 3 — 4 человек. Не менее 20 качеств (дебошир, распутник, заносчивый, жадный, отвратительный) записываются на листе бумаги. Цель группы — найти противоположный рефрейминг для каждого качества, например: обжора — это гурман, который любит хорошо поесть, который знает, как хорошо поесть.
- «Я pro….». Это упражнение полезно для самоанализа. На листе бумаги напишите не менее 10 собственных качеств, которые кажутся вам, например, пороками: «Я слишком … ленивый / доверчивый / чувствительный / раздражительный». Перед каждым утверждением с положительным аспектом напишите новое (поместите черты в другую ячейку). Проанализируйте, что изменилось в восприятии.
Недостатки методики
Рефрейминг схематичен и сложен в исполнении, что на практике является недостатком. Если сравнивать процедуры рефрейминга с другими техниками позитивной психотерапии, то можно сказать, что они похожи. Здесь также следует отметить, что терапевтические подходы, подобные рефреймингу, были известны еще до нейролингвистического программирования (М. Н. Эриксон) и др.
Сферы применения
Рефрейминг нашел свое применение во многих областях. Первое и самое главное — это психология. Он также используется в управлении, продажах и образовании. Давайте рассмотрим каждый пункт более подробно.
В психологии
Чаще всего психологи используют этот метод во время поведенческой и позитивной психотерапии. Главная цель — помочь человеку изменить свое восприятие и обрести новые точки зрения. Он должен представить свою ситуацию или проблему, изменив «рамку» на ней. Что это дает?
- Происходит активация личности.
- Активизируется творческое мышление.
- Снижается эмоциональное и психическое напряжение.
Кроме того, невротическая форма поведения заменяется альтернативной.
В менеджменте
В этой области рефрейминг подразумевает изменение устоявшихся правил и распорядка. Его преимущества трудно переоценить:
- Руководители разных уровней имеют возможность внедрять эффективные методы управления.
- На работу принимаются только лучшие специалисты.
- У сотрудников появляется мотивация выполнять свои задачи наилучшим образом.
- Они реализуют свой корпоративный потенциал.
Еще одно преимущество заключается в том, что сотрудники получают возможность по-новому взглянуть на свои рабочие процессы. У них появляется желание расти и развиваться.
В продажах
Рефрейминг в продажах полезен как для клиентов, так и для продавцов. Последним это помогает увидеть продукт с другой точки зрения и мотивирует их на достижение продаж.
Существует 2 типа рефрейминга, используемых в продажах. Первое — сосредоточиться на выгоде. Например, если на определенный товар нет скидки, продавец может упомянуть, что в его магазине самые низкие цены на этот товар.
Второй тип предполагает использование дополнительных альтернативных вопросов. Продавец подчеркивает положительные свойства и качества товара. Предположим, человек хочет купить телефон определенной марки. Продавец может предложить ему устройство от другой компании, но с большими возможностями и по более низкой цене. Качество остается неизменным.
В образовании
В образовании рефрейминг стал использоваться относительно недавно. Идея здесь заключается в том, что учитель должен излагать материал разными способами. Представьте себе ребенка, который не любит химию. Как научить их любить химию? Хороший вариант — посетить с ним научный музей. Интересные эксперименты вряд ли оставят его равнодушным. Поэтому он с большей охотой перейдет в следующий класс.
Примеры рефрейминга из моей жизни
В моей жизни было много примеров рефрейминга. Например, я работал на одном рабочем месте в течение пяти лет. Многие из моих друзей, в отличие от меня, сумели за это время продвинуться по карьерной лестнице. Знаете, почему это меня не расстроило? Я нашел много плюсов в своей работе. Это очень удобный график, который позволяет мне иметь 2 недели отпуска каждый месяц. Никаких сверхурочных и никакой необходимости брать на себя дополнительную работу по дому.
Есть и другой пример. Мой непосредственный руководитель (она была очень своевольной женщиной) всегда говорил нам, что делать. Она сделала много комментариев, большинство из которых были совершенно неуместны. Конечно, это раздражало. В какой-то момент я решил посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, как советуют техники рефрейминга. Я представил, что она просто хочет научить меня чему-то полезному, что в конечном итоге принесет пользу не только ее компании, но и мне лично.
Рефрейминг – примеры
Для каждого человека в разных ситуациях можно найти различные рефрейминги, то, что работает для одних, может не прижиться у других. Позитивные рефрейминги направлены на то, чтобы человек, находящийся в депрессии и ощущающий отсутствие перспективы, изменил свою точку зрения и начал понимать, что все, что с ним происходит, имеет смысл. Примеры рефрейминга от практиков НЛП:
- Руководитель слишком требователен и придирчив, (негативный контекст). Позитивный контекст: все ясно и четко, вы знаете, что делать, вы учитесь быстрее, а похвала всегда заслужена.
- Отсутствие возможностей для карьерного роста (негативный контекст). Позитивный рефрейминг: меньше ответственности и отчетности перед руководством, отсутствие зависимости от других, отсутствие необходимости разрешать конфликты, проблемы или засиживаться до поздней ночи.
- Очень шумные, беспокойные дети (негативный контекст). Рефреймировать ситуацию в позитивном ключе: дети свободны от комплексов, веселы и проявляют себя (особое внимание уделяется родителям — это их заслуга, что дети ведут себя естественно и весело).
Рефрейминг и психология
Хорошо известно, что понять другого человека бывает трудно, а иногда и невозможно. От этого может зависеть эффективность общения. Здесь необходим навык, который открывает дверь к другим взглядам на общение. Рефрейминг играет огромную роль в психологии, потому что с его помощью можно научиться понимать других людей.
Поэтому, если вы достигли единства с человеком, вам не обязательно принимать его точку зрения. В этом случае для человека будет только положительный исход. Потому что общение станет продуктивным, и цель, которая была поставлена изначально, будет достигнута.
Рефрейминг ситуации (или смысла)
Этот метод описывается в двух видах: содержательный и контекстуальный. Каждый из них, в свою очередь, имеет пару моделей поведения: процессуальную и психотерапевтическую. В первом случае реабилитация проходит поэтапно, и каждый этап фиксируется. Второй предполагает использование того же метода, но под видом простой беседы с психотерапевтом.
Осмысленный рефрейминг — это способность мыслить позитивно, с пониманием проблемной ситуации. Это необходимо для сохранения эффективности техники. Например, В. Сатир описала следующую ситуацию, которая показывает, как нужно действовать. Пациентку, которая была домохозяйкой, беспокоили следы на ковре в ее комнате. Она злилась на близких, когда видела эту неряшливость. Терапевт, используя семантический рефрейминг, предположил, что пациент думает только негативно. То есть, если следы присутствовали, то она была плохой хозяйкой. Хотя пациент не видел другой стороны той же ситуации.
Алгоритм реабилитационных мероприятий был следующим. После второй просьбы о помощи пациентке было предложено представить, что она одна. Но с одним нюансом — ковер в квартире теперь всегда чистый. Таким образом, эффективность рефрейминга была следующей. Ей было предложено другое, более осмысленное понимание ее опыта. В прошлом это событие имело только одно негативное значение; теперь, перепрограммировав ее мысли, оно стало позитивным.
Создатели метода утверждают, что путь к достижению положительного результата не является логическим. Это сугубо индивидуальный вопрос для каждого пациента. Поэтому рефрейминг можно описать как своего рода внушение новых позитивных мыслей в ответ на события. Это подтверждается тем, что для достижения эффективного результата авторы требуют введения пациента в своеобразный транс. Результат можно определить по реакции кадра. Он описывается как быстрое изменение внутреннего состояния в лучшую сторону. В этом случае можно говорить о «позитивном переформулировании ситуации».
Если наблюдается обратная реакция, ухудшение настроения и состояния, то такое состояние называется противоположным термином — «негативное». Она проводится для того, чтобы пациент осознал последствия плохого поведения, что подтверждается изменением сенсомоторного поведения.