Лашина Ольга

Практики

Занятие родительского клуба

Мероприятия родительского клуба стали традицией в нашей школе. Основная цель клуба — обучение учителей, психопрофилактическая работа с родителями учеников и поддержание контакта школы с семьей.

В течение учебного года мы организуем 6-8 занятий. Их темы различны: «Проблемы адаптации первоклассников к школе», «Обычные трудности подросткового возраста», «Проблемы жизненного самоопределения выпускников», «Родители и ребенок. Стили родительского поведения», «Ваш ребенок — пятиклассник» и др. Количество родителей, посещающих занятия, не фиксировано, оно варьируется в зависимости от вопросов. Родители уведомляются о предстоящем собрании с помощью индивидуальных приглашений.

По нашему опыту, эффективность работы клуба зависит от хорошей подготовки. Поэтому мы широко используем не только различные методы диагностики, но и фото- и видеосъемку.

Предлагаемые мероприятия проводятся с родителями учащихся пятых классов.

Время: октябрь (конец первой четверти). Время работы: 1,5-2 часа.

В работе клуба участвуют бывший учитель начальных классов, классный руководитель и психолог.

На подготовительном этапе, помимо серии диагностических процедур, важно записать видеоинтервью с учащимися, в ходе которого пятиклассникам задаются следующие вопросы:

  1. Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали пятиклассником?
  2. С какими трудностями вы столкнулись в 5 классе? И удалось ли вам их преодолеть?
  3. Что бы вы хотели пожелать своим родителям? Или даже дать искреннее обещание?

Кроме того, в течение учебного дня записываются фрагменты уроков, что дает представление об особенностях и характере работы учащихся на каждом уроке и взаимодействии учителя с детьми.

Цель занятия: психологическое просвещение родителей; ознакомить их с психологическими особенностями возраста, в котором они живут; проанализировать основные трудности, возникающие при переходе учеников в среднюю школу.

Состав участников: родители учащихся пятых классов.

Оборудование и материалы:

  1. Телевизор.
  2. Видеомагнитофон.
  3. Кадры группового интервью с учениками 5-го класса.
  4. Видеозаписи фрагментов урока «Один школьный день пятиклассника».
  5. Индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Н. Г. Лусканова). 6.
  6. Гистограммы уровня школьной мотивации учащихся кл.
  7. Сравнительные гистограммы уровня достижений учащихся в четвертом классе и в первой четверти пятого класса.
  8. Данные анкеты «Мои чувства в школе» (по методике С.В. Левченко).
  9. «Открытые письма родителям, написанные детьми».
  10. Листовки для родителей учеников пятого класса.
  11. Запись тихой инструментальной музыки.
  12. Игрушка «Сердце».

Выступление психолога

Переход из начальной школы в среднюю — важный, кризисный период в жизни каждого ученика. Любой учитель скажет вам, что начало 5 класса — это сложный этап не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но и касаются организации жизни в школе в целом, а также психологической атмосферы в семье.

Возраст учеников пятого класса можно охарактеризовать как переходный от начальной школы к раннему подростковому возрасту. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — основным формированием личности младшего подростка.

Путь к самосознанию сложен, и желание найти себя как личность порождает необходимость отчуждения от всех тех, кто ранее оказывал на ребенка привычное влияние, особенно от семьи и родителей. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять всем внушениям, суждениям, чувствам взрослых. Это приводит к конфликтам со взрослыми.

Ребенок (подросток) пытается найти свою уникальность, познать собственное «я». По этой же причине подростки ориентированы на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружеских отношениях моделируются социальные отношения, приобретаются навыки размышления о последствиях своего или чужого поведения, социальные нормы межличностного сосуществования, моральные ценности.

Именно благодаря психологической ценности отношений со сверстниками ведущая деятельность обучения (которая была характерна для младших школьников) постепенно заменяется ведущей деятельностью общения. Таким образом, подростки постепенно меняют свои приоритеты в стенах школы.

Подростки интеллектуально активны, но их способности развиваются только в тех видах деятельности, которые вызывают положительные эмоции. Успех (или неудача) оказывает важное влияние на мотивацию к обучению. Оценки играют важную роль в этом процессе: высокие оценки дают возможность подтвердить свои способности. Соответствие между оценкой и самооценкой важно для эмоционального благополучия молодого человека.

В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (несоответствие между темпами роста и развития различных функциональных систем организма), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвергается не только внешним, но и внутренним изменениям.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника.

Родителей просят ответить на ряд вопросов. Их можно оформить на цветных липких записках, которые можно прикрепить к доске.

Некоторые вопросы являются парными: ответы обоих родителей должны следовать друг за другом, а затем сравниваться. Другие — это вопросы с одним ответом: ответы дает один родитель. Поэтому каждый вопрос должен быть заранее пронумерован:

  1. Сколько предметов изучал ваш ребенок в 4 классе?
  2. Сколько предметов изучает ваш ребенок в 5 классе?
  3. Какова была недельная учебная нагрузка вашего ребенка в 4 классе?
  4. Какова недельная учебная нагрузка вашего ребенка в 5 классе?
  5. Сколько учителей было у вашего ребенка в 4 классе?
  6. Сколько учителей обучают вашего ребенка в 5 классе?
  7. Кто такой «новенький» в классе?
  8. Какой учебный день недели самый трудный, напряженный (с большим количеством уроков)?
  9. Сколько времени в среднем ваш ребенок тратил на подготовку домашнего задания в 4 классе?
  10. Сколько времени в среднем ваш ребенок тратит на подготовку домашнего задания в 5 классе?
  11. Какие факультативные предметы посещал ваш ребенок в 4 классе?
  12. Какие внеклассные занятия были у вашего ребенка в 5 классе?

В качестве экспертов выступают классный руководитель и первый учитель. По мере того, как родители отвечают, они подтверждают правильность своего ответа или дают правильный ответ на поставленный вопрос.

Теперь давайте послушаем мнения детей. Что, по их мнению, изменилось в их жизни, когда они перешли в 5 класс?

Родителям предлагается посмотреть видеозапись группового интервью учеников класса: ответы детей на вопрос «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?».

В конце просмотра психолог делает краткое заключение, обобщая ответы детей.

Упражнение «Поделись чувством»

По нашему опыту, подавляющее большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в средней школе.

С какими трудностями столкнулся ваш ребенок в пятом классе? Возможно, некоторые из них вы почувствовали в начале учебного года, а некоторые, возможно, остаются нерешенными и по сей день.

Родители по очереди передают друг другу «сердце» — символ честности — и рассказывают о трудностях своего ребенка.

Теперь вам предлагается сравнить свое мнение с мнением вашего ребенка.

Посмотрите отрывок из видеозаписи группового интервью

Ответы детей на вопросы: «С какими трудностями вы столкнулись в 5 классе? Удалось ли вам их преодолеть?».

В большинстве случаев пятиклассники указывали, что учиться в школе стало труднее, потому что:

  • очень много разных преподавателей (приходится запоминать их, привыкать к требованиям каждого);
  • другое расписание (новая система)
  • много новых классных комнат, о расположении которых неизвестно;
  • много новых детей в классе;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшими учениками (например, в столовой, на перемене).

Во время просмотра фильма у родителей есть возможность соотнести свое видение ситуации с реальными трудностями своего ребенка.

Выступление психолога

Для пятиклассника, который начинает учиться 1 сентября, все в новинку. Отсюда возникает необходимость адаптации — привыкания к новой среде обучения.

Успех адаптации подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет относиться и общаться с одноклассниками и учителями, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому к числу трудностей школьной жизни детей относятся:

  • Увеличение нагрузки: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • Увеличение нагрузки в классе и дома;
  • Новые требования к форматированию;
  • Необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной информацией (литературой).

Следующие симптомы могут свидетельствовать о трудностях адаптации:

  1. Усталый, деструктивный вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться впечатлениями о прошедшем дне.
  3. Стремление отвлечь внимание взрослых от школьных событий, переключая внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики по отношению к школе, учителям, одноклассникам.
  6. Жалобы на определенные мероприятия, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Затрудненное пробуждение по утрам, сонливость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенного процесса адаптации, неудачной адаптации, мы говорим о дезадаптации — реакции на неспособность решить задачи, поставленные самой жизнью. Его типы следующие:

  1. Интеллектуальные — нарушение интеллектуальной деятельности. Задержка развития по отношению к сверстникам.
  2. Поведенческие — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, антисоциальное поведение).
  3. Коммуникативные — трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
  4. Соматические — отклонения в здоровье ребенка.
  5. Эмоциональные — эмоциональные трудности, беспокойство, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша общая задача — создать условия для успешного обучения выпускников начальной школы в средних классах. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, в какой помощи нуждается ребенок, необходимо знать, какие трудности он испытывает, какие проблемы существуют в сложившейся ситуации. Для этого давайте посмотрим на результаты диагностики.

Сравнительный анализ уровня усвоения учебной программы в 4-м классе и за I четверть 5-го класса

Родителям предлагается ознакомиться с гистограммами, показывающими средний балл каждого ребенка в 4 классе и первой четверти 5 класса.

По этическим соображениям имена учащихся класса не пишутся, под столбиками гистограммы ставятся номера и присваиваются учащимся. Каждому родителю выдается карточка, на которой отмечено имя ребенка и соответствующий номер. Гистограмма позволяет родителям не только определить характер изменений в успеваемости своего ребенка, но и оценить уровень его достижений по сравнению с другими учениками класса.

Данные были кратко проанализированы, чтобы показать количество детей, которые увеличили и уменьшили свой средний балл. Обращаем внимание на то, что значительное снижение успеваемости может свидетельствовать о некоторых трудностях в период адаптации.

Анкета школьной мотивации

Важно, чтобы ребенок приобрел личный смысл обучения и чтобы у него сформировались основные мотивы к обучению. Поэтому целесообразно изучить уровень школьной мотивации пятиклассников.

Психолог знакомит родителей с пятью основными уровнями школьной мотивации и дает их краткое описание (по Н.Г. Лусканову). К основным факторам, влияющим на уровень школьной мотивации, относятся: уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности взаимоотношений с отдельным учителем, личность классного руководителя и позиция родителей. Особое внимание уделяется последнему фактору.

Затем родителям предлагается ознакомиться с общими результатами диагностики школьной мотивации в классе и индивидуальными результатами их ребенка. Родителям предоставляются индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации по методике Н.Г. Лусканова и их краткая интерпретация.

Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе»

Хорошо известно, что высокий уровень мотивации к обучению во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

Родителям предлагается ознакомиться с «рейтингом» чувств, которые дети чаще всего испытывают в школе. Рекомендуется отметить доминирующие чувства (более 45-50% детей в классе) в списке другим цветом. Проводится краткий анализ полученных результатов.

Для определения доминирующих эмоциональных состояний пятиклассников мы используем методику С.В. Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выявить доминирующие чувства в школе и определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

Видеосюжет «Один учебный день пятиклассника»

Учебный день пятиклассника очень насыщен и разнообразен. Вашему вниманию предлагается короткое видео, отражающее некоторые моменты урока в 5 классе.

В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разные стили работы на уроке, разные способы ответов, но и неодинаковая степень активности на уроке, уровень утомляемости. По мнению психологов, ситуация адаптации вызывает повышение тревожности, как школьной, так и личной, а зачастую и беспокойство.

Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что даже одаренный ребенок не может проявить свои способности в полной мере.

От трети до половины всех пятиклассников испытывают трудности и тревогу в отношениях с учителями. В свою очередь, родители, поощряя своих детей «работать на оценки», все больше провоцируют школьную тревожность, связанную с неуверенностью в своих способностях и беспокойством по поводу отрицательных оценок.

Возможно, ваши дети расскажут вам некоторые из своих маленьких секретов в письмах, которые они написали для вас, дорогие родители. Возможно, это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, осознать его трудности и порадоваться его достижениям.

Упражнение «Открытое письмо родителям»

Каждый родитель получает «открытое письмо» от своего ребенка. Читается под легкую инструментальную музыку.

Принцип техники «открытого письма» в некоторой степени схож с техникой незаконченного предложения. Он заключается в том, что ребенку предлагается завершить начатые предложения по своему усмотрению, отражая самое важное в письме родителям.

Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-другому взглянуть на их трудности, сопереживать их проблемам. Для многих возникает вполне естественный вопрос: как помочь пятикласснику? Прежде всего, родители должны уметь распознавать первые признаки плохого поведения пятиклассника. На самом деле, мы уже говорили о них сегодня, и все они отражены в раздаточном материале, который мы подготовили для вас. И, конечно, очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.

Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении определенных задач: принять и понять новую систему требований, наладить отношения с учителями, найти свое место в классе и школе.

И в большинстве случаев это возможно при соблюдении определенных «золотых правил воспитания». Ваши дети принесут вам только радость и будут стремиться стать самыми лучшими.

Просмотр отрывка группового видеоинтервью

В заключение родителям предлагается посмотреть видеоролик с групповым интервью, в котором дети отвечают на вопрос «Что бы вы хотели пожелать своим родителям?». Или даже что-то искренне обещанное?».

Психолог и педагоги благодарят родителей за работу, желают им успехов в воспитании детей и надеются на дальнейшее сотрудничество.

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

Из 16 перечисленных чувств выберите только 8, которые вы чаще всего испытываете в школе.

Restless
Усталость
Скука
Джой
Уверенность
Беспокойство
Самоудовлетворение
Раздражение
Сомнение
Обида
Чувство унижения
Страх
Беспокойство о будущем
Благодарность
Сочувствие учителям
Готовность приехать сюда

После составления опросов мы получаем общий балл (в %), по которому можно определить, какие чувства преобладают в классе. Имеет смысл включить варианты 45-50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере этих чувств.

Было замечено, что мальчики испытывают тревогу в начале года, в то время как дезадаптация девочек проявляется в чувстве тревоги за свое будущее. Если дети выбирают в основном положительные чувства на фоне одного или двух отрицательных, это нормально для переходного периода.

Если же негативных чувств больше, можно сделать вывод о наличии дезадаптации и начать более глубокое изучение ее причин. В то же время детям следует помочь адаптироваться. Например, обучение по проблемной теме.

Наглядность такого диагноза очевидна. Во-первых, психолог получает возможность увидеть, существует ли специфическая для данного периода переходная дезадаптация и насколько она сильна (определяется по процентному выбору негативных чувств). Во-вторых, сразу определяется общий дух класса, его «эмоциональный портрет». Это облегчает работу как психолога, так и учителей.

К признакам дезадаптации можно отнести

  1. Психофизиологические нарушения (беспокойный сон, тяжелое вставание по утрам, частые головные боли, сонливость, хроническая усталость).
  2. Неудовлетворенность отношениями с одноклассниками, страх перед учителем.
  3. Сокрытие эмоций, нежелание говорить о своих переживаниях.

Факторы, влияющие на адаптацию пятиклассников

Анализ адаптации пятиклассников показывает, что существуют определенные факторы, которые непосредственно влияют на успешность этого процесса. Важно, чтобы и родители, и учителя были осведомлены в этой области, чтобы вовремя помочь ребенку. Адаптация пятиклассников условно делится на внешнюю и внутреннюю.

Ход СОБРАНИЯ:

Добрый вечер, родители! Начало обучения в пятом классе — это особый этап в жизни школы. Он является особенным не только для детей, но и для родителей. В пятом классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.

Адаптация (лат. adapto «приспосабливать») — это приспособление структуры и функции организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Какие физиологические и психологические трудности испытывают пятиклассники, как выявить эти проблемы и как их решить?

Теперь нашим детям приходится адаптироваться к новым условиям школьной действительности, начиная с внешних — классно-урочной системы — и заканчивая внутренними — налаживанием контактов с разными учителями и изучением новых предметов.

В начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля, но сегодня социальная педагогическая ситуация такова, что им приходится понимать и усваивать требования разных учителей, причем отличающихся не только тоном голоса, но и стилем педагогического взаимодействия. Также в пятом классе они не находятся под постоянным вниманием классного руководителя, и им трудно разумно использовать свою свободу.

Для того чтобы решить эти проблемы, студент должен быстро адаптироваться к новой учебной среде.

Признаками успешной адаптации являются:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • Ребенок легко справляется с программой;
  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий; готовность прибегнуть к помощи взрослого только после того, как он/она попробует выполнить задание самостоятельно;
  • Удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.

Некоторые пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро включились в учебный процесс, в то время как другие переживают изменения в школьной жизни и им требуется больше времени для адаптации. В этот период дети часто меняются — становятся беспокойными без видимых причин, застенчивыми или, наоборот, своенравными или чрезмерно суетливыми.

На все эти жизненные трудности возможны следующие реакции: интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческие — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, антисоциальное поведение). Коммуникативные — трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Соматические — отклонения в здоровье ребенка. Эмоциональные — эмоциональные трудности, беспокойство, связанное с переживанием проблем в школе.

Появляются признаки дезадаптации:

  1. Усталый, деструктивный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться впечатлениями о прошедшем дне.
  3. Стремление ребенка отвлечь внимание взрослых от школьных событий, переключая внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики по отношению к школе, учителям, одноклассникам.
  6. Жалобы на определенные мероприятия, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Затрудненное пробуждение по утрам, сонливость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации для родителей:

  • Первым условием школьного успеха пятиклассника является безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите решения конфликтов. Общайтесь с ребенком в неформальной обстановке в конце учебного дня.
  • Не ослабляйте сразу контроль над учебной деятельностью ребенка, если он привык к вашему контролю в период обучения в начальной школе.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности постепенно.
  • При адаптации к школе учитывайте темперамент вашего ребенка. Медлительные и необщительные дети труднее привыкают к классу и быстро теряют к нему интерес, если чувствуют насилие, сарказм и жестокость со стороны взрослых и сверстников.
  • Поощряйте своего ребенка, и не только за успехи в учебе.
  • Главными помощниками для родителей в трудных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать положительный семейный климат для ребенка.
  • Создать условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за которые он отвечает.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом родительском контроле, поскольку он не всегда способен самостоятельно ориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Учитель уже не является тем непререкаемым авторитетом, который был у него в прошлом, и может критически относиться к преподавателям. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, сохраняя при этом авторитет учителя.
  • Ребенку в пятом классе уже не так интересно учиться, многим интересно ходить в школу, потому что у них там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсуждать свои школьные обязанности, учебу, отношения с друзьями в семье и с родителями.

Я хотел бы закончить эту встречу следующей притчей:

Это случилось очень давно. В одном городе жил мудрый человек. Все жители города задавали ему вопросы, и на все из них он давал мудрые ответы.

Однажды один человек решил перехитрить мудреца. Он поймал бабочку, легко сжал ее в кулак и пошел к мудрецу. Он задумался: «Я спрошу тебя, какая бабочка у меня в руке — живая или мертвая? Если мудрец скажет, что оно живое, то я сожму кулак покрепче, сожму его и покажу, что оно мертвое. И если мудрец скажет, что он умер, то я отпущу его в полет». Тогда человек поймал бабочку и пошел к мудрецу. Человек пришел и сказал: «Мудрец, ты все знаешь, поэтому скажи мне, мертва или жива бабочка в моей руке»: «Все в ваших руках.

То же самое можно сказать и о вас: «Все в ваших руках»!

Роль родителей в адаптационном процессе

В начале учебного года учителям рекомендуется организовать специальную встречу между родителями и учителями. Адаптация пятиклассников — это достаточно многоструктурный процесс, в котором задействованы все системы ребенка.

Поэтому именно этому вопросу следует уделить наибольшее внимание на встрече родителей и учителей. Очень важно, чтобы классный руководитель смог донести до родителей все нюансы и аспекты такого сложного процесса, как адаптация к средней школе. В конце концов, родители несут ответственность за большую часть успешной адаптации своего ребенка.

Родители должны знать, что их ребенок нуждается в поддержке в это время, особенно в безусловном принятии себя и своих действий. Не ругайте ребенка слишком сильно за плохое поведение или плохую оценку. Будет гораздо лучше, если родители пойдут навстречу своему ребенку и постараются помочь ему исправиться. Адаптация пятиклассника к школе пройдет гораздо успешнее, если родители смогут создать четкий распорядок дня ребенка и тщательно следить за его выполнением.

Важные аспекты психологической диагностики

Важную роль играет адаптивная диагностика пятиклассников. Используемые для этого методы призваны не только показать текущее состояние ребенка, но и помочь предсказать будущие проблемы. Кроме того, такие методы могут предоставить информацию о причинах, которые не позволяют успешно осуществлять процессы адаптации.

Понятно, что все техники должны проводиться специалистом с психологической подготовкой. На основе проделанной работы он должен составить специальный документ «Адаптация пятиклассников». Такой сертификат может включать программу изучения данного явления с подробным описанием использованных методик, а также интерпретацию с результатами и основными рекомендациями для учителей и родителей.

Психолог должен помнить, что все методы должны быть валидными, т.е. соответствовать особенностям детского возраста, а также изучаемой проблеме. В противном случае психолог получит неверные результаты диагностики, и его помощь в данном случае будет бесполезной.

Как могут помочь учителя

Процесс акклиматизации к переменам должен быть сложным и, чтобы быть успешным, требует помощи учителей-предметников, а также классного руководителя. В августе, перед началом учебного года, следует организовать педагогическое совещание для учителей по вопросам адаптации пятиклассников, на котором в обязательном порядке должны обсуждаться актуальные вопросы по предмету.

Чтобы дети не чувствовали себя некомфортно, классный руководитель должен в первую очередь позаботиться о создании оптимального психологического климата в классе. Этого можно достичь, если постараться учесть психологическую совместимость детей за партами, пожелания родителей и индивидуальные особенности каждого ребенка. Неплохо также провести для детей небольшую экскурсию по классам, в которых они будут учиться. Эта тактика снимет напряжение и излишнюю тревогу у учеников.

Также не забывайте, что встреча родителей и учителей играет важную роль в преодолении трудностей адаптационного периода. Адаптация пятиклассников должна стать одним из ключевых вопросов, решаемых на протяжении всего адаптационного периода, который длится около года.

Читайте также: Средства невербального общения: особенности и виды, жесты, позы и их значение

Почему возникают трудности адаптации пятиклассников

Переход в среднюю школу — это период, когда ребенок постепенно начинает искать самостоятельные решения жизненных задач и проблем. Важно помнить, что адаптация к пятому классу в школе включает в себя не только физиологические, но и психологические изменения. Возникающее чувство взросления заставляет ребенка отстаивать свою независимость. В то же время есть желание сопротивляться советам и наставлениям старших, отказывая им почти в любом влиянии.

Когда пятиклассник стоит на пороге подросткового возраста, у него появляется желание выделиться среди школьного коллектива, стать примером для подражания для других. Ребенок начинает искать фигуру или члена семьи, на которого он мог бы равняться, которому мог бы подражать.

В этот период ребенок становится критичным, что тесно связано с развитием самооценки. Появляются зачатки рефлексии (тенденция к самоанализу, самообразованию). На основе размышлений и формирующегося теоретического мышления ребенок вырабатывает собственное мнение и понимание различных вопросов.

Педагогический совет по адаптации учащихся пятых классов

Оцените статью
Блог о продуктивности