- Причины появления в речи нецензурных слов
- Как отучить дошкольника ругаться матом
- Младшие школьники
- Не допускайте ошибки
- Педагогический климат
- Будьте целеустремленными
- Действуйте последовательно
- Стыд – плохой помощник
- Правильное порицание
- Пустые запреты не имеют смысла
- Как бороться с неприличными словами в лексиконе детей разного возраста
- Дети до 3-х лет
- Дети от 3 до 6 лет
- Дети 6-10 лет
- Подростки
- «Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»
- Чего нельзя делать?
- Голики, трусики, одетики…
- История первая: «расширение словарного запаса в коллективе детского сада»
- История вторая: «голики, трусики, одетики»
- История третья: «истинный облик мата»
- Как отучить ребенка от плохих слов?
- Почему дети так быстро запоминают бранные слова
- Ребенок матерится в возрасте 2-4 года
- Я – сам, и я – как вы!
- Употребление в коллективе, в котором общается ребенок
- Школьники: когда все вокруг дураки
- Компенсация неуспешности
- Простые приемы на каждый день
- Новый иностранный матерный язык
Причины появления в речи нецензурных слов
«Воспитанные барышни не краснеют, когда слышат бранные слова, потому что воспитанные барышни вообще не знают таких слов». — этот анекдот уже давно неактуален.
Мы живем не в безвоздушном пространстве, и оградить сына/дочь от сквернословия невозможно, да и не нужно: если реальный мир есть, пусть знает, но понимает, что правильно, а что нет. Самое главное — не впадать в крайности.
Откуда берется нецензурная лексика у детей? Существует несколько «источников знаний»:
- из семьи; родители являются главной моделью поведения для любого ребенка, и если семья часто грешит подобными выражениями, убедить ребенка, что это неправильно, — почти невыполнимая задача;
- «фон извне»; даже в тех семьях, где дома все разговаривают, как в респектабельном интернате, иногда с силой поднимается вопрос: почему дети ругаются и как научить их остановиться — никто не застрахован от сюрпризов пьяного прохожего или стычки на парковке (в магазине, на вокзале — список бесконечен);
- сверстников в школе, во дворе, в спортивных секциях и т.д.
Если дошкольники употребляют непристойные слова, не понимая их значения, а иногда и случайно, то школьники делают это осознанно. Причины этого могут быть разными:
- Самооценка, желание показать себя взрослым (а они это делают!), особенно перед сверстниками; часто ненормативная лексика становится частью подростковой субкультуры.
- Дети не всегда знают, как объяснить, что им не хватает внимания взрослых, и любые мелкие хулиганские выходки становятся попыткой напомнить о себе.
- А когда (хотя бы про себя) вы ругаетесь? Когда вам больно. Ребенок тоже человек, и именно так он сигнализирует о том, что ему плохо, страшно, больно.
ВАЖНО!
Прежде всего, не забывайте наблюдать за собой. От нецензурной лексики никуда не деться, но это не значит, что такая лексика — норма. В любом случае! И чем отличается, когда «этот Василий Алибабаевич, нехороший человек, уронил мне на ногу батарейку», и чем отличается, когда без ненормальных сочетаний не связывают дела. Уважайте своих детей, защитите их от этого.
Как отучить дошкольника ругаться матом
Если дошкольник, то есть совсем маленький ребенок, произносит бранные слова, как отучить его от таких выражений
- Сделайте вид, что ничего не заметили, ни в коем случае не акцентируйте внимание; даже если конфуз случился на публике — сохраняйте лицо, а если дома и вы задыхаетесь от смеха — уйдите смеяться в другую комнату; в большинстве случаев кроха как запомнил незнакомую фразу, так и забудет, но если он увидит вашу необычную реакцию, то не раз проверит эффект от нового слова;
- По той же причине не ругайте — не превращайте воспоминание в «узел», да и несправедливо это: ребенок не виноват, не он это придумал, а он это где-то слышал;
- Понаблюдайте за своим собственным словарным запасом и манерой говорить дома.
Младшие школьники
Гораздо более хлопотная задача — как отучить ребенка от ругани, если он не маленький, все повторяет и учится в школе:
- Время, когда он «забывает», прошло; ваш ребенок не произносит некрасивые слова бессознательно, но все еще не понимает их смысла — обратите внимание, обсудите, объясните; не махайте на него рукой: «Я так сказал — и точка!», объясните, почему это так некрасиво / оскорбительно / некультурно и т.д;
- Опять же, репрессивные меры не помогут; не ругайте и чаще наблюдайте за собой.
Не допускайте ошибки
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, что они злоупотребляли алкоголем и нарушали правила.
Не пытайтесь превратить своих детей в тех, кем вы не смогли стать. Позвольте им развивать свое собственное «я». Гармонично развивающемуся человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою значимость.
Педагогический климат
Отказ от вредных привычек происходит через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах и что математика для него находится на космическом расстоянии. Дочь получает удовольствие от архитектуры и дизайна, а не от необходимости продолжать династию физиотерапевтов. Преодоление всех психологических и поведенческих трудностей заключается в самопринятии и принятии близких людей. Обеспечьте и то, и другое!
Будьте целеустремленными
Если вы хотите изменить поведение своего ребенка, поставьте перед собой одну цель — помочь ему стать лучшим человеком, а не просто отучить его от ругани. И вам не обязательно произносить это вслух. Просто точно знайте, чего вы хотите, и действуйте всесторонне, систематически и рационально.
Действуйте последовательно
Последовательность подразумевает, что правила хорошей речи предназначены для всех. Не существует ситуации, в которой отец имеет право произнести легкомысленное междометие. «Один очень воспитанный сантехник, работая, постоянно говорит: «Фу!
Стыд – плохой помощник
Не путать с застенчивостью! Скромность — положительная черта характера, стыд — яркая отрицательная эмоция. Стыд влечет за собой переживание вины, а чувство вины приводит к замкнутости, низкой самооценке и агрессии. Вербальная агрессия усугубляется стыдом.
Правильное порицание
Чтобы понять этот принцип, определите для себя: вам не нравится ваш ребенок или не нравятся его поступки? Конечно, только действия. Именно они должны подвергаться цензуре. Сам ребенок должен оставаться безусловно любимым.
Как отчитать ругающегося ребенка:
- Оптимальный: «Вы, конечно, хотели сказать, что вы несчастливы?».
- Приемлемо: «Мне не нравится, как ты сквернословишь; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
- Неприемлемо: «Ты грубая, невнимательная, отвратительная развалина. Я тебя так не воспитывал».
Пустые запреты не имеют смысла
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональными и разумными, и каждому нужно предложить альтернативное поведение — то, что можно делать вместо того, что запрещено.
Как бороться с неприличными словами в лексиконе детей разного возраста
Независимо от того, в каком возрасте находится ваш ребенок, важно работать над искоренением нежелательных слов из обращения. Однако стоит учитывать возраст отпрыска, цель употребления бранных слов и особенности психики в этом возрасте.
Дети до 3-х лет
Появление нежелательных фраз в речи ребенка до 3 лет чаще всего вызвано употреблением таких слов родителями или другими взрослыми. Использование нецензурной лексики происходит бессознательно, на уровне ролевого подражания. С помощью таких слов малыши пытаются сделать свой собственный мир более интересным, заимствуя примеры у окружающих их людей. Иногда родители совершают ошибку, игнорируя такое поведение в надежде, что с возрастом это пройдет и ребенок поймет, как себя вести. Чтобы преодолеть это поведение, необходимо выполнить несколько условий:
- Не пытайтесь кричать или ругать ребенка за использование некрасивых слов. Ребенок не поймет, что он сделал не так;
- Объясните, что использовать бранные слова некрасиво, стыдно и неправильно. Лучшее решение — рассказать историю или басню, в которой подчеркивается, что употребление бранных слов — это плохо;
- Выясните происхождение слов в словарном запасе ребенка. Если причина кроется дома, научитесь контролировать свои эмоции, даже в необычных ситуациях. Поговорите с воспитательницей детского сада. Если слова звучат из телевизора, исключите просмотр телевизора в присутствии ребенка или фильтруйте программы, которые вы смотрите.
Дети от 3 до 6 лет
Если использование бранных слов детьми до трех лет не является осознанным, то дети старшей дошкольной возрастной группы используют такие слова более осознанно, пытаясь справиться с определенными проблемами. Среди наиболее распространенных причин использования ругательств у детей в возрасте от 3 до 6 лет
- Протест против требований родителей;
- Привлечение внимания;
- Испытание пределов терпения.
В возрасте 3 лет дети переживают свой первый кризис идентичности, последствия которого могут преследовать ребенка еще несколько лет. Если в этот период в речь ребенка вкрадываются некрасивые слова, родители должны постараться донести до ребенка мысль, что употребление этих выражений неприемлемо, некультурно. Психологи рекомендуют предложить ребенку заменить слова на другие, которые выражают тот же смысл, но не ассоциируются с ругательствами.
Дети 6-10 лет
Дети младшего школьного возраста уже достаточно осведомлены о различных запретах и понимают разницу между хорошим и плохим поведением. Использование нецензурной лексики в этом возрасте чаще всего обусловлено желанием самоутвердиться, выглядеть старше и походить на старшеклассников.
Копируя поведение, пытаясь вписаться в мир взрослых, ребенок 6-10 лет пытается добиться уважения, обрести дополнительную уверенность и противостоять сложным ситуациям. Нецензурные слова ассоциируются с миром взрослых, и их использование, по мнению ребенка, добавляет взрослости.
В этом возрасте особое внимание следует уделить отношениям ребенка со сверстниками, положению в коллективе и тому, получает ли он достаточно внимания со стороны родителей. Психологи говорят, что чаще всего дети в возрасте от 6 до 10 лет, осознавая неприемлемость ругательств, используют их как своеобразный бунт, попытку сравняться со взрослыми.
Чтобы преодолеть это явление, они рекомендуют:
- Поговорите с ребенком, выясните, почему он так себя ведет, где он слышал ругательства и почему они их используют;
- Избегайте излишней эмоциональности, наказаний, упреков или намеков на то, что ребенок избалован. Если вы используете негативную форму устранения ругательств, он не перестанет ругаться, он просто будет скрывать это от вас. Целью должно быть полное исключение ненужных слов из вашего словарного запаса;
- Уделяйте ребенку максимум внимания и заботы. Проведите с ним как можно больше времени, рассказывая о значении нормальной речи, но старайтесь избегать уничижительного тона. Если ваш ребенок обвиняет вас в использовании нецензурных выражений, не прерывайте разговор и не уходите от него. Извинитесь перед ним/ней, демонстрируя стыд. Покажите, что вы считаете данное поведение неприемлемым и что вам стыдно за свою слабость. Правильная реакция на замечание вашего ребенка поможет развить в нем понимание того, как правильно отвечать на сложные вопросы, понимание того, что использование ругательств — это слабость и несдержанность;
- Если есть интерес к значению ругательств, постарайтесь объяснить и донести важность осторожного обращения с незнакомыми словами. В качестве иллюстрации посмотрите фильм «Старик Хоттабыч» (1956). Отличный пример в этом фильме со словом «балда», которое главный герой неправильно интерпретировал для Хоттабыча, тем самым оказавшись причиной насмешек.
Подростки
Подростковый возраст считается самым сложным периодом в жизни ребенка. Проявлением возрастных изменений в психоэмоциональной сфере ребенка часто является употребление некрасивых слов. Среди многих причин появления таких выражений в речи можно назвать:
- Способ проявления эмоций;
- Защита от вызовов внешнего мира, прикрытие собственной беспомощности в определенных вопросах;
- Желание казаться более зрелым и опытным;
- Интерес к гендерным вопросам и вопросам взаимоотношений;
- Нежелание соответствовать принятым нормам;
- Желание быть похожим на других;
- Бедный словарный запас.
В большинстве случаев употребление подростком ругательств обусловлено не какой-то одной причиной, а результатом совместного действия различных фактов. Для того чтобы отучить подростка от ругани, необходимо мягко помочь уже достаточно взрослому ребенку понять неуместность этого действия. Рекомендуется попробовать следующие варианты:
- Помогает разрядить накопившуюся негативную энергию в различных спортивных соревнованиях, секциях. Организуйте разнообразный досуг с друзьями ребенка;
- Позвольте себе немного бунтарства. Если необходимо, разрешите ему/ей слушать громкую музыку, но только днем; если он/она хочет повеселиться, помогите организовать вечеринку или мероприятие, чтобы вы могли незаметно контролировать ситуацию. Постарайтесь показать, как можно справиться с различными трудностями, но старайтесь не иронизировать и не принижать достоинства вашего подростка;
- Если ваш ребенок спорит с вами и доказывает свою точку зрения, покажите ему, что вы уважаете его мнение, но делать это нужно корректно. Объясняйте, показывайте причинно-следственные связи, будьте другом и советчиком, а не контролером и карателем. Ребенок переживает трудный период разлуки с родителями и формирует свою собственную самооценку;
- Поощряйте разговоры о сексуальных отношениях, объясняйте значение слов, которые использует ребенок. Если он/она чувствует себя уверенно в сексуальных вопросах, ему/ей будет не так интересно использовать слова, связанные с сексуальностью;
- объяснить, почему люди приняли определенные нормы как действительные, объяснить, что происходит, когда установленные правила жизни нарушаются членами общества, как использование ругательств может повлиять на жизнь подростка;
- Если ваш ребенок хочет быть как все, поговорите о том, как важно поступать в соответствии с собственными соображениями. Объясните, что вы сами несете ответственность за все вещи и поэтому все действия должны совершаться в соответствии с вашими собственными мыслями, а не следовать за толпой. Глядя на окружающих вас людей, вы можете совершить множество ошибок, которые необходимо исправить;
- В подростковом возрасте уже хорошо заметно, если ребенок мало читает и не изучает разнообразную литературу. Речевая бедность проявляется в замене необходимых слов более емкими нецензурными аналогами. Единственный способ помочь в этой ситуации — это способствовать развитию ребенка через образование, беседы и стимулирование читательских интересов.
Обычно этих простых способов достаточно, но если они не помогают, можно использовать нетрадиционный подход.
Подростку, который использует нецензурную лексику, посоветуйте прочитать «Словарь нецензурной лексики». Человеческая психика такова, что если чего-то слишком много, это становится скучным. Прочитав книгу с огромным количеством бранных слов на каждой странице, ребенок устанет от них и будет использовать их реже.
Показывая ребенку различные негативные выражения, не забудьте подчеркнуть, что вы можете быть знакомы со многими из этих слов, но настоящий талант в том, чтобы уметь общаться, не используя их. Подростку можно сказать, что совсем скоро он выйдет в большой мир, и поэтому то, как красиво он умеет говорить о себе и своих идеях, многим послужит уроком. Произвести хорошее впечатление — залог успешной карьеры, а умение выразить себя — ступенька к успеху.
Учитывая особенности возраста при работе с нецензурной лексикой, можно добиться хороших результатов, но также необходимо знать некоторые правила, чтобы предотвратить появление этих слов в вашем лексиконе.
«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»
— Иногда я слышу от матерей, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа», — говорит психолог Катерина Демина. — «Я спрашиваю: «Как в вашей семье принято выражать гнев? — ‘ Раньше ему случалось драться, и все было в порядке». Другими словами, вы можете драться, но не должны использовать слова.
Ребенок имеет право сказать: «Я не хочу с вами разговаривать». Если он/она так говорит, это означает, что он/она сердится на вас. Вы можете спросить таким образом: «Ты сердишься на меня сейчас?» и внимательно выслушайте ответ.
«Я тебя ненавижу!» и другие гневные фразы, произнесенные вашим ребенком Подробнее
Когда эмоции утихнут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И расскажите ему или ей о своих чувствах: «Да, ты можешь не любить меня. Но я всегда люблю тебя безоговорочно. И любовь моя так велика, что если ты вдруг не полюбишь меня, то этого хватит на двоих.
— Не обижайтесь на своего ребенка, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне легче не любить тебя, чем бояться, что ты можешь умереть». — беспокойство по поводу скандала дома, развода родителей и так далее, — продолжает он. — В моей жизни такое тоже было.
Конечно, когда дети говорят такие вещи, это выбивает почву из-под ног. Но вы взрослый человек, поэтому вы можете найти эту почву, а затем спокойно поговорить со своим ребенком о том, что происходит между вами. Такие разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и это никогда не помешает.
Чего нельзя делать?
Прежде чем говорить о том, как поступать с «плохими» словами, следует понять, чего не следует делать в каждом конкретном случае:
- Наказывайте ребенка за слова, которые используете сами. Будьте последовательны: ребенок берет пример со своих родителей, и если отец или мать ругаться могут, то почему бы и ему не ругаться. А предложение, что — как говорится — такие слова не для детей, а для взрослых, только подталкивает его чаще материться, быстрее взрослеть;
- Запугивать или использовать угрозы, такие как «ударить по рту», «вымыть рот с мылом», «намазать язык зеленкой» и т.д. Если ребенок чувствителен, такие методы могут вызвать кошмары и даже заикание;
- красочно, со смехом описывайте в присутствии ребенка его друзьям или родственникам, как он произнес свое весомое ругательное слово. Доставив вам «радость» один раз, ребенок обязательно захочет развеселить маму или папу еще не раз.
Голики, трусики, одетики…
Как отучить ребенка от некрасивых слов? Очень просто: покажите ему абсурдность выбранной им формулировки.
Этот метод работает для детей всех возрастов и даже для ярких подростков!
Но обо всем понемногу.
Мне пришлось использовать этот метод три раза.
История первая: «расширение словарного запаса в коллективе детского сада»
Моему старшему сыну 4 года.
Как и в начале статьи, ребенок принес слово «задница» из детского сада. Он сказал, что так всех называет мальчик из группы. За этим последовал мой вопрос: почему именно это, а не «нос», «рука», «нога», «живот», «голова» и так далее по списку. После минутного раздумья ребенок начал примерять все фразы. Смеясь, мы называли друг другу все части разрешенной анатомии, превращая проклятия в шутку.
Вопрос отпал сам собой… Как и желание использовать части тела для триггеров.
История вторая: «голики, трусики, одетики»
Младшему сыну 5 лет.
Неправильный русский язык — мой недуг. Я не могу слушать искажение слов, использование слов не по назначению, искажение смысла.
Мне было невыносимо слышать «голик» в хоккее вместо «гол». Этот термин придумал мой не очень умный муж, поэтому бороться с ним было сложнее. Я должна была работать с детьми.
В одно прекрасное утро, когда ребенок переодевался для посещения детского сада, я назвал его «голик», подчеркнув более естественное (для меня) значение этого слова. После небольшого объяснения, что «голенький» = «голый», раздалось много смеха, и сразу же последовали слова трусики — в брюках, одетый — одетый.
Но это не имеет никакого значения. Важно то, что на следующем хоккейном матче мой сын при слове «голик» радостно кричал, что голик голый и находится в хоккейных воротах.
История третья: «истинный облик мата»
Старшему сыну 12 лет. Мат в школы приходит раньше. К средней школе все знают, как ругаться, но не все это делают. Рецепт «доведения до абсурда» поможет и в этом случае — для думающих и умных подростков. О том, как отучить ребенка от нецензурной брани сразу же при возникновении этой неприятности, мы напишем ниже.
Тем временем займитесь последствиями подростковой социализации и влияния, если такая проблема существует. Здесь тоже все очень просто. Если ваш ребенок ругается, попросите его «перевести» все, что он говорит, на русский язык.
Помните, как в фильме «Джентльмены удачи»: «Этот плохой человек предаст нас при первой же опасности».
Покажите бесполезность использования нецензурных слов точно по смыслу. Пусть подросток сам убедится, насколько нелепо звучат его «крутые» фразы. Даже если это не поможет сразу, это поможет. И ребенок сам начнет «объяснять» своим одноклассникам, поражая их своей некомпетентностью и узким кругозором.
Каковы же выводы из первого блока правил?
Просто! Доведите все формулировки с «неуместными», «плохими» и «неприличными» словами до абсурда и поощряйте ребенка к тому, чтобы он сам отказывался их использовать.
Никаких запретов. Никакого насилия. Просто логика.
Как отучить ребенка от плохих слов?
Как видно из начала этой статьи — проблемы возникают уже в детском саду. Мой первый ребенок поделился находкой примерно в возрасте четырех лет. Мой младший принес шедевр в детский сад в возрасте пяти лет. К счастью, мне удалось найти нужные аргументы, и они быстро перестали использовать пронзительные для уха выражения.
Затем был еще один опыт — уже с ругательствами.
Затем последовало искажение русского языка.
И везде мы находили решения, которые спасали хороший русский язык от негативного влияния сленга, нецензурных выражений и непонятных терминов.
К сожалению или к счастью, но нам всегда приходилось действовать спонтанно — без чтения интеллигентской литературы, консультаций психологов и прочих светил современного общества. Но «рецепты» шли от сердца, и, наверное, поэтому они нашли отклик у детей.
Поэтому я делюсь своими секретами по восстановлению качества речи и нейтрализации вредного влияния ранней социализации детей.
Почему дети так быстро запоминают бранные слова
Один из вопросов, который волнует родителей, заключается в том, как быстро запоминаются эти слова. Кажется, что на заучивание общепринятых выражений уходит больше времени, чем на вспоминание «плохого» высказывания, услышанного однажды.
Почему это происходит? Это эмоциональная окраска большинства бранных слов и способ их употребления. Чаще всего взрослые и дети используют жесты, мимику и интонацию, чтобы выразить негативное отношение к объекту или использовать жаргон для окраски предложения, что еще больше оживляет жаргон. Такое использование новых для ребенка слов привлекает его внимание.
Изучая и запоминая новые слова каждый день, дети легко начинают вплетать их в узор своей речи. А если слово имеет окраску, редко используемую и при этом никогда не воспроизводимую родителями, ребенок хочет показать его значение и выучить, чтобы удивить родителей. И им это удается!
Большинство дошкольников усваивают новые знания, произнося новое слово, наблюдая за реакцией, ожидая одобрения. Уже школьники и подростки стараются держать маску перед своими родителями. Они опытны и не пытаются демонстрировать свои знания, ведь если взрослые сами не употребляют бранных слов, то дети уже подсознательно чувствуют подвох.
Школьники и подростки используют ругательства в своей среде, чаще всего для того, чтобы доказать свою осведомленность и «крутость» сверстникам, а родители узнают об этом от учителей или других взрослых.
Ребенок матерится в возрасте 2-4 года
Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы ругательства не стали частью активного словарного запаса ребенка с его первыми шагами, родители должны избегать употребления бранных слов.
Ребенок все понимает! Да, возможно, он еще не способен различать смысл фраз, но все, что говорят его родители, его мозг впитывает как губка. Он поглощает и сохраняет их для будущего. Слова, сопутствующая эмоциональная окраска, жесты, мимика — все это ребенок покажет на следующем возрастном этапе.
Тактика общения с первым помощником на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, являются точкой отсчета.
Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», то это действительно «фу, ка-ка!». А мама и папа всегда скучают по этому «ка-ка». Они не восторгаются им и не приносят его домой с улицы, пока ребенок не увидит его. То же самое и со словами: если они «плохие», они запрещены независимо от присутствия ребенка. Они не должны использоваться никем и ни при каких обстоятельствах.
Я – сам, и я – как вы!
В возрасте 2-4 лет, когда дети идут в детский сад, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И именно здесь ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми он сталкивался ранее. Именно тогда возникает проблема, как научить ребенка материться в первый раз.
Просто сказать ему «нельзя!», наказать его, отругать или даже отшлепать — неэффективно. Запрет только создает еще больший интерес, в то время как наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.
Самоконтроль. Это всегда на первом месте. Обратите внимание на собственную речь. Любые требования к речи ребенка должны применяться и к речи взрослого.
Фразы с предыдущего возрастного этапа «Фу, это некрасиво!». — не работают. Акцент должен быть смещен с «вы сердитесь» на «он сердится»: «О, как этот мальчик ругается! Его бедная мамочка, ему так стыдно…». Не секрет, что детям в этом возрасте легче анализировать поведение других людей и учиться этому анализу на внешних примерах.
Употребление в коллективе, в котором общается ребенок
И это точно такое же «влияние улицы», которое распространяется и на детей постарше. Когда ребенок попадает в уже сложившийся коллектив (детский сад, двор, кружок по интересам), часто возникает конфликт, и чтобы избежать его, «новый ребенок» может слепо копировать поведение и способ взаимодействия в коллективе.
Не следует изолировать ребенка по этой причине, так как сверстники играют огромную роль в жизни наших детей, но помочь ему развить чувство уверенности очень важно. Тогда он сможет добиться успеха в любой социальной среде и без показной ругани.
Во-первых, нужно устранить саму причину ругани — проявлять к ребенку больше внимания, заботы, при этом дать некоторую свободу, снять ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно создать благоприятную атмосферу дома, помочь добиться успеха в какой-то сфере деятельности, показать, что можно быть сильным, мужественным и взрослым, не ругаясь.
Во-вторых, следует избегать как очень суровых наказаний, так и игнорирования ругани. Это может привести к закреплению такой формы поведения. Самое правильное — объяснить ребенку, почему такие вещи не следует говорить. Дело в том, что дети дошкольного возраста часто меняют свои представления о добре и зле и по неопытности могут даже поменяться местами. Задача взрослого — помочь ребенку четко понять, объяснив, что ругаться нехорошо.
Если вы наказываете ребенка, помните, что он должен знать, за что его наказывают; наказание должно быть следствием проступка, и ни в коем случае наказание не должно унижать достоинство ребенка. Ребенок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить родителей своим неправильным поведением.
В-третьих, это также ваш собственный пример. Когда вы говорите: «Мне можно ругаться, а тебе нет», не ждите, что он/она согласится с вами, если вы сами являетесь образцом неподобающего поведения. Подумайте об обстановке в вашем доме: используете ли вы унизительные прозвища, обидные выражения по отношению к членам семьи, включая детей, и самое главное: стараетесь ли вы избегать семейных конфликтов в присутствии вашего ребенка?
В такие моменты взрослые озабочены поисками информации о себе и не замечают ничего вокруг. Что делать и что говорить в таких ситуациях? Подумайте об этом. Говорить, что ругаться запрещено, и делать это самому — наносить серьезный вред воспитанию ребенка.
Только благодаря серьезной работе над собой вы сможете привить ребенку свой собственный взгляд на проблему: «Ты никогда не слышал, чтобы я ругался. Это оскорбляет и ранит других людей, и мы должны относиться друг к другу с уважением. Если вы злитесь на другого человека, вам нужно выразить это по-другому: «Мне это не нравится, это несправедливо».
Очень часто дети прибегают к защитному поведению просто потому, что не знают другого способа выразить свои эмоции. Научите ребенка нескольким словам для описания своих чувств (я сержусь, я расстроен, я злюсь, я раздражен). Таким образом вы не только решите проблему использования бранных слов, но и научите ребенка распознавать свои чувства и говорить о них, что также очень важно.
Вот небольшой пример разговора с ребенком. В песочнице пятилетний Игорь строит целый город, а двухлетний Семен с любопытством наблюдает за ним, пытается что-то построить, но в итоге разбивает все, что построил Игорь. Последний возмущен, называет Семена дебилом. Семен плачет. Мама Игоря говорит ему: «Ты расстроен и зол на Семена. Да, он действительно уничтожил всю вашу работу». Игорь охотно соглашается.
Он продолжает: «Знаешь, Семену очень понравился песочный город, он хотел исследовать его, изучить и научиться строить его, как и ты. Но он очень маленький и еще не знает, что песочные постройки так легко сломать. Представляете, как он будет счастлив, если вы научите его строить, как старший? А ты назвал его по имени, и теперь он плачет. Вам было бы так же больно, если бы вам бросил вызов мужчина старше вас. И сейчас ему больно.
Посмотрите, как он удивится и обрадуется, если вы пригласите его поиграть с вами. Таким образом, мать смогла объяснить своему сыну, что плохое слово может причинить боль, и показала ему, что можно получить удовлетворение и радость от позитивного разрешения конфликта.
Хотелось бы остановиться на проблеме ругани в детском коллективе, когда ребенку трудно стоять одному. Выход только один — объединиться с родителями других детей и с учителями. Можно предложить следующий метод: соберите детей вместе, спросите их, какие оскорбительные выражения они помнят, и запишите их все на листе бумаги.
Затем символически уничтожьте эти слова (вы можете закопать их, сжечь, разорвать). Таким образом, дайте детям понять, что они никогда больше не должны использовать эти бранные слова.
В качестве альтернативы можно заключить «соглашение о взаимном уважении», предусматривающее, что членам детской группы не разрешается использовать оскорбительные слова. После торжественного подписания всеми детьми повесьте его на видное место как напоминание о принятом решении.
Если ребенок спрашивает, ругаетесь ли вы когда-нибудь, скажите ему правду. «Да, я иногда ругаюсь, но только когда я один или с кем-то, кто, я уверен, не обидится на меня. Честно говоря, ругань — это плохая привычка».
Мы не должны забывать о важности поощрения хорошего поведения. Поэтому, если вы видите, что ваш ребенок делает что-то необычное, похвалите его и скажите, как вы гордитесь его работой.
Школьники: когда все вокруг дураки
Дети не должны быть лишены возможности выражать свои чувства родителям, братьям и сестрам, учителям, говорит Катерина Демина.
— Дети регулярно обращаются ко мне с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девушка во время консультации говорит: «Они говорили мне, что я непослушная, потому что я морщила лоб перед мамой. Она не ругалась, а только нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — должны ли дети показывать свои чувства, должны ли дети всегда быть добрыми? — говорит Демина.
Если в раннем возрасте все идет из семьи, то позже многое зависит от школы, считает другой психолог Екатерина Сиванова.
Екатерина Сиванова
— Для детей в этом возрасте важно быть как все, влиться в общество. Если они ходят в школу, где считается нормой следить за тем, что они говорят, они будут это делать. Но все равно, основы закладываются в семье», — отмечает он.
Если ребенку постоянно говорят, что кто-то «глупый», «тупой», нужно быть осторожным. Иначе вы можете вырасти человеком, который думает: «Все вокруг глупые, а я звезда, поэтому я ни в чем не разбираюсь». Это обидные слова, которые не следует говорить другим людям.
Родители должны подумать, что мы делаем, что заставляет нашего второклассника вести себя подобным образом. Слишком часто в заявлениях родителей звучит фраза: «О, и наш учитель, который все это придумал». Если ребенок слышит, как мама говорит учителю «учитель», какого отношения к нему следует ожидать?
Если родитель обращает внимание на его речь, но у ребенка по-прежнему проблемы с обидными словами, поговорите с ним: «Петя, давай поговорим о том, кто это делает? Почему ты плохо говоришь о своих одноклассниках?». Он скажет что-нибудь, если будет диалог. Ребенок всегда сообщает о своих потребностях таким образом. Возможно, ему не хватает признания или внимания.
Если ученик использует ругательства, это также следует обсудить. Разговор всегда должен быть основан на историях «почему я так не делаю» или «я сделал это, и это привело к таким последствиям, я предлагаю учиться на чужих ошибках и не делать своих».
И как можно меньше «не надо». «Не делай этого» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «держись подальше от огня». Когда речь идет о воспитании детей, начинайте не с запретов, а с осознания того, почему этого делать не следует.
Компенсация неуспешности
Бывает, что ребенок испытывает неудачи в одной сфере жизни (у него не складываются отношения с братьями и сестрами, со сверстниками в детском саду или на детской площадке, он хочет научиться играть в мяч, но выходит хуже всех), а признаки неудачи появляются в другой. Ребенок теряет уверенность в себе, когда слышит выговоры и критику. Используя ругательства, он говорит: «Зачем стараться, все равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, значит, и я буду плохим».
То же самое происходит, когда критика родителей влияет на личность ребенка, а не на его поведение и поступки. Например, если ребенок слышит, что он ленивый, грязный, вместо «меня расстроило, что ты не убрал игрушки», он воспримет это как «ты плохой, ты мне не нравишься». Детям важно услышать, что их любят независимо от того, убирают они свои игрушки или нет.
Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении к его личности и пытается восполнить этот недостаток всеми доступными ему способами.
Простые приемы на каждый день
Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно обратиться к психологу или провести разовую беседу. Необходимо постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и помогать ему на каждом шагу в соответствующем возрасту поведении. Мы постараемся обобщить эту информацию в нескольких кратких рекомендациях.
- Не используйте бранные слова и не позволяйте их использовать вашим гостям или родственникам.
- Не напрягайтесь по поводу ругательств из уст маленького ребенка. Не обращайте внимания.
- Не сталкивайтесь друг с другом в общественных местах. Поговорите о случившемся, когда вы останетесь наедине.
- Не повышайте голос. Ваши ругательства ничем не отличаются от ругательств подростков.
- Не используйте шлепки. Избегайте споров со своими детьми. Старайтесь не спорить с родственниками.
- Не поддерживайте холодный образ ругательств; цензурируйте ругательства в речи других людей. Постарайтесь объяснить свое мнение на примере.
- Поддержите своего ребенка в любом возрасте.
- Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но четкие, соответствующие возрасту комментарии.
- Переключите внимание на спорт, творческие занятия и хорошую компанию.
- Поговорим о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
- Поговорите о культуре человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «воспитание», «манеры», «речевой этикет».
- Ходите на выставки, смотрите хорошие фильмы, стимулируйте вкус и эмоциональный интеллект.
- Не отрекайтесь от кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте на ежедневной основе.
- Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Не поощряйте молодежную субкультуру в целом, а не только сквернословие.
- Контроль общения подростков и молодежи в Интернете и социальных сетях.
- Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если вы не можете самостоятельно отучить ребенка от сквернословия. Специалист предоставит индивидуальную консультацию, чтобы помочь преодолеть проблему.
С молодой девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но характер даже самого смышленого мальчика поддается коррекции. Возможно, необходим сильный, авторитетный наставник со стороны — тренер или учитель. Для того чтобы ребенок перестал ругаться, требуется время: тем больше, чем старше он становится. Поэтому не спешите получить быстро видимый результат.
Читайте также: 21-дневная мысленная диета Брайана Трейси: основные принципы
Новый иностранный матерный язык
Плохие слова — как отучить ребенка от ругательств? Ты не можешь! Вы не можете отучить его от ругательств. Почему? Ведь если ученик или подросток использует ругательства, ему, вероятно, нужно вписаться в группу или остаться в ней. Иначе он бы не использовал его.
Поэтому задача родителя — не запретить «болезнь», когда она уже находится в активной фазе, а пресечь ее в зародыше. Объясните ребенку неразумность и глупость нецензурных выражений в том возрасте, когда авторитет взрослых непререкаем. Это более или менее характерно для детского сада.
И это совсем не рано!
Мое личное правило: объясняйте детям все, когда они спрашивают. Но на языке, который они понимают и не делают неправильных выводов.
Как вы говорите со своим ребенком о математике? Очень просто. В тот момент, когда ребенок отрефлексировал по поводу существования ошибочных слов, вы можете сказать ему об этом:
«Вы уже знаете, что в мире существует множество иностранных языков. Английский, французский, немецкий. Вы знали?»
«И каждый человек говорит именно на том языке, на котором он умеет говорить. Здесь мы говорим по-русски. Моя мама до сих пор может общаться на немецком языке. Мой брат говорит по-английски. Верно?»
«И есть люди, которые общаются на таком «неприличном» языке. Они не знают красивых, правильных, подходящих слов, чтобы описать свое настроение, свое состояние, свои желания, поэтому используют грубые и уродливые заменители. Вы поняли?»
«Люди, которые хорошо говорят по-русски, такие как ты (можно привести примеры из жизни), мама, папа, брат, не используют бранных слов. Им это просто не нужно. Они могут ясно и понятно выражать свои мысли и без него. Так и есть, не так ли?».
«Но почти все взрослые и даже некоторые дети школьного возраста знают, что такое матка. Но они не используют его. Точно так же, как мы не используем английские слова, когда разговариваем дома. Мы русские и говорим по-русски. Если бы вы жили в Англии, вы бы говорили по-английски.
Если вы когда-нибудь окажетесь в обществе, где понимают только мат, вы можете говорить на нем, но не стоит делать этого дома, в детском саду или в школе. Там мы говорим на хорошем, внятном русском языке. Верно?»
Вот, в принципе, и все. Любопытство ребенка удовлетворено. Указывается значение «плохих» слов. Аудитория, где их следует использовать, тоже. Но, самое главное, вы можете быть уверены, что ребенок прекрасно обойдется без нецензурной лексики.
Как вы думаете, возникнет ли после этих разговоров проблема: как отучить ребенка от некрасивых слов? Мы еще не воскресли. Но дома никто не ругается, и обстановка соответствующая.
И если мама, папа, бабушка или дедушка иногда позволяют себе крепкое словцо в присутствии ребенка, то не стоит даже бороться с этим. Вам не удастся отучить ребенка от некрасивых слов.