- Что такое дерево целей
- Зачем использовать дерево целей
- Пример построения финансового благополучия
- Ветви и листья
- Как использовать дерево целей
- Зачем нужно дерево целей
- Правила построения дерева целей
- Пример декомпозиции целей и задач
- Этапный прием декомпозиции целей и задач: пример
- Соизмеримый метод декомпозиции целей и задач: пример
- Пример построения дерева целей и задач
- Вершина
- Польза
- Принцип
- Пример: поступление в вуз
Что такое дерево целей
Это метод постановки целей, основанный на древовидной структуре с принципом иерархии. То есть, каждая цель подчинена цели более высокого уровня. Дерево целей возникает в результате декомпозиции целей.
Зачем использовать дерево целей
Лучшая декомпозиция целей и их реализации. Например, в маркетинге, построив дерево целей, можно добиться более низкой стоимости привлечения клиентов, а в разработке продукта — создать более перспективный MVP.
Пример построения финансового благополучия
Дерево целей финансового благополучия может выглядеть следующим образом. Во-первых, определена миссия — фиксированный доход, достаточно большой, чтобы вы не были ничем ограничены. Реализация разделена на три подцели:
- пассивный доход;
- активный доход;
- внешний доход.
В этой структуре есть три элемента второго уровня. Теперь необходимо создать третий уровень. Пункт «Активный доход» содержит следующие задачи:
- Поиск лучшей работы;
- Получение дополнительного образования;
- Изменение места жительства;
- Выделение времени на саморазвитие в выбранной области;
- Приобретение опыта.
График наращивается, если обнаруживаются дополнительные требования для каждого элемента. В конце концов, дерево может вырасти до очень больших размеров.
Ветви и листья
Ветви, то есть подцели, распространяющиеся от вершины, снова подвергаются декомпозиции. «Ростки на ветвях» представляют собой следующий уровень целей. Этот процесс повторяется на каждом уровне до тех пор, пока цели не будут упрощены. Простота — это достижимость, понятность и логичность.
Все «ветви» описывают результат, который выражает конкретный показатель. Цели одной и той же параллели независимы друг от друга.
Дерево целей предприятия создается на основе 3 важных элементов каждой цели.
1. выражение цели | 2. сфера применения | 3. временные рамки (рабочее время) |
Как выглядит результат? Что должно быть достигнуто? | Какая цель должна быть достигнута? | К какому сроку должна быть достигнута запланированная цель? |
«Листья» — это конкретные действия для достижения цели. Характеристики и индикаторы на «листьях» помогают выбрать оптимальный вариант:
- срок исполнения;
- вероятность достижения цели к намеченному сроку;
- показатели затрат;
- количество ресурсов, которые могут быть потрачены.
Элементы в одной группе дерева объединяются логическим «И» (обозначается «∧»). Альтернативные группы взаимодействуют через ‘OR’ (‘∨’).
Как использовать дерево целей
Начните с построения дерева целей. Визуализируйте то, что вы придумали. Покажите свое дерево целей команде и всем, кто заинтересован в успехе проекта (например, менеджеру проекта или владельцу продукта). Обновите дерево в соответствии с новыми данными и используйте его в своей работе.
Зачем нужно дерево целей
- Визуализируйте свое стратегическое видение. Так вы сможете лучше понять, куда движетесь вы или ваша организация, каковы ожидаемые результаты. Сотрудники понимают, куда они идут и зачем. То же самое относится и к построению личных целей — вы лучше видите, куда идете, понимаете желаемый конечный результат и будете более мотивированы к действиям.
- Анализ. Каждый день мы предпринимаем какие-то действия и достигаем какой-то цели. Как мы можем понять, насколько удовлетворительны достигнутые нами цели? Простым решением было бы посмотреть на само действие. Независимо от того, хорошо или плохо он сделан. Каков полученный результат. Но правда в том, что даже хорошо выполненное действие может быть малозначимым в общем контексте жизни человека или организации. Дерево целей позволяет увидеть, как реализация конкретных промежуточных и дополнительных целей решает основные цели, ради которых эти действия предпринимаются.
- Принятие решений. Каждая стратегическая цель может быть достигнута различными способами. Как узнать, какие из них эффективны в моем случае? Дерево целей позволяет увидеть всю картину целиком и, исходя из всех вариантов, принять эффективные решения о том, как достичь стратегических целей.
- Координация деятельности. Все команды работают над достижением общих целей, а не расходящихся «местных» целей. Действия каждого человека должны привести к достижению целей более высокого уровня, которые поставила перед собой организация.
Правила построения дерева целей
Прежде чем мы обсудим, как именно начать строить дерево целей, давайте рассмотрим основные правила модели. Этим правилам или принципам необходимо следовать, если вы хотите получить действительно работающий инструмент, а не просто интересный рисунок.
- Принцип разложения. Суть этого принципа заключается в том, что сначала вы определяете цели «высокого уровня» и только потом «разбиваете» эти крупные цели на более мелкие, более конкретные и детальные. Ошибка заключается в том, чтобы сначала собрать кучу мелких целей и попытаться присвоить им что-то единое. Двигайтесь сверху вниз, а не снизу вверх. Пусть ваша миссия и образ конечного результата направляют ваши действия, а не разнонаправленные действия «таранят» вашу стратегию. Прежде всего, ответьте на вопрос: «Что должно быть достигнуто? Каков конечный результат?»
- Конкретность целей. Вы должны убедиться, что каждая цель достаточно конкретна. Это означает, что он должен иметь некоторые метрики, указывающие на успешность или медлительность в достижении поставленной цели. Проще говоря, описывая каждую цель, вы должны ответить на вопрос: «Как вы узнаете, что цель достигнута?».
- Регулярно обновляйте информацию. Современный мир меняется очень быстро. Если вы хотите, чтобы ваша стратегия оставалась актуальной, вам необходимо постоянно обновлять ее. Ваше дерево целей должно быть рабочим инструментом, на котором вы сосредоточены и за которым «присматриваете». — т.е. вы обновляете его, добавляете новые данные, удаляете цели, которые уже достигнуты или не актуальны. Ваше дерево целей должно быть гибким рисунком, на котором постоянно появляется что-то новое и к которому вы регулярно обращаетесь, а не надгробием, на котором раз и навсегда выгравированы определенные ориентиры, возможность изменения которых даже не должна обсуждаться.
Пример декомпозиции целей и задач
Рассмотрим пример декомпозиции целей и задач с использованием 4 наиболее часто используемых методов. Компания поставила перед собой главную цель — увеличить объем продаж. Чтобы достичь этого, необходимо создать план — или декомпозицию.
Этапный прием декомпозиции целей и задач: пример
Для решения основной задачи по увеличению продаж компания разделила ее достижение на несколько этапов:
- сначала ей придется расширить ассортимент своей продукции;
- Затем следует начать производство новых видов продукции;
- также важно найти дополнительные каналы сбыта;
- следующий этап — разработка маркетинговой стратегии.
Ответственность за реализацию каждого этапа возлагается на руководителей отделов производства, продаж и маркетинга.
Соизмеримый метод декомпозиции целей и задач: пример
Чтобы добиться роста продаж, важно понимать последовательность роста. Для этого создадим план прогнозирования, основанный на росте продаж:
- в январе количество сделок увеличится до 200;
- в феврале важно достичь результата в 250 продаж;
- в марте количество продаж увеличится до 300;
- в апреле будет достигнуто максимальное число в 400 сделок.
Другими словами, компания поставила своей главной целью последовательное увеличение объема продаж. Однако достичь результата сразу невозможно, поэтому он разделил цель на этапы в соответствии с количеством сделок, заключенных в каждом месяце.
Пример построения дерева целей и задач
Третья техника взаимозависимой декомпозиции — построение дерева целей и задач. Особенностью этого метода является то, что реализация цели делится не только на отдельные этапы, но и на зависимые функции.
Увеличение объема продаж | Расширение ассортимента продукции | Исследование рынка |
Выбор новых товаров | ||
Корректировка производства | Приобретение нового оборудования | |
Изменение конфигурации оборудования | ||
Наем и обучение сотрудников | ||
Производственные испытания | ||
Изучение дополнительных каналов сбыта | Исследование рынка | |
Переговоры | ||
Создание взаимовыгодного контракта | ||
Разработка маркетинговой стратегии | Анализ рынка | |
Выбор оптимальных методов продвижения | ||
Применение стратегии на практике | ||
Анализ эффективности стратегии |
Существует очевидная связь между главной целью, этапами и подзадачами. То есть, невозможно решить основную проблему, не выполнив одну из задач.
Вершина
Дерево заполняется сверху вниз, от центральных целей к второстепенным. На «вершине» («корне») находится главная цель, достичь которой нелегко. Это означает, что его необходимо разбить на более мелкие элементы, т.е. разложить. Это создает план продвижения к главной цели.
Все последующие уровни формируются таким образом, чтобы облегчить достижение предыдущего.
Цель | Оглавление |
Экономика | максимизация прибыли от продажи продукции или услуг в требуемом качестве и количестве |
Научно-технический | Поддержание продукции и услуг на требуемом техническом и научном уровне, НИОКР, повышение производительности за счет ноу-хау |
Производство | Выполнение производственного плана. Поддержание ритма и качества производства. |
Социальная | Совершенствование, развитие и пополнение человеческих ресурсов |
Польза
Построение дерева целей является важной частью выполнения задачи. Для отображения плана создается график, и руководство определяет, какие ресурсы потребуются для достижения запланированных целей.
Визуализация целей полезна для:
- координация деятельности организационных подразделений компании;
- распределение обязанностей между должностными лицами;
- повышение взаимной ответственности руководителей;
- контроль за достижением целей;
- установление конкретных целей и сроков их выполнения;
- подготовка к смене направления деятельности в случае внезапного изменения деятельности компании;
- повышение эффективности развития процессов управления;
- принятия управленческих решений.
Принцип
Рассматриваются шесть принципов построения дерева бизнес-целей:
- Учет ресурсов и потребностей. Чем сложнее цель, тем тщательнее она планируется.
- Распределение затрат — важный момент, так как отсутствие денег является распространенной причиной остановки развития.
- Будьте конкретны, когда речь идет о задачах. Цели должны быть четко определены и иметь конечный результат. Описываются параметры, которые помогают определить, достигла ли задача конечного состояния. Выделение времени на выполнение того или иного элемента также вписывается в этот пункт.
- Поэтапное и последовательное выполнение элементов является обязательным условием для достижения конечного результата. Задачи рационально разделены на этапы, установлена первичная и вторичная цель. Анализируются ресурсы, необходимые для выполнения задания.
- Хорошо структурированная структура определяется конгруэнтностью подцелей и основного намерения. Это означает, что ресурсы, необходимые для выполнения задач, правильно распределены, и на каждом этапе должно быть достаточно ресурсов.
- Каждый отдел компании преследует только свою собственную цель, основанную на дереве намерений.
- Этапы разбиты на более мелкие задачи. Это известно как метод декомпозиции.
Пример: поступление в вуз
Чтобы лучше понять дерево целей, нам нужно взять простой пример из жизни. Как составить и использовать план приема?
Читайте также: Энергия денег и ее законы: как привлечь деньги в свою жизнь
При его разборе необходимо учитывать все ресурсы, чтобы выделить подцели. Ресурсы:
- школьное образование;
- финансовые возможности;
- помощь друзей и знакомых при поступлении и во время учебы.
Чтобы стать студентом университета, необходимо максимально приблизить уровень ресурсов к максимальному. Вы можете записаться на подготовительные курсы или заниматься с репетитором, если у вас есть пробелы в знаниях по школьной программе. Найдите решение, как получить деньги для обеспечения дальнейшего обучения: возьмите кредит, получите ссуду, найдите источник дополнительного дохода.
Каждая цель может быть разбита на более мелкие задачи. Например, поиск репетитора можно разбить на следующие шаги:
- Организация доходов для оплаты услуг репетитора.
- Поиск репетитора по выбранной вами специальности.
- Нахождение свободного времени для занятий.
В этом случае пункт два можно разбить на части. Кандидат должен решить, что он знает меньше всего, чему он может научиться самостоятельно и с чем он не сможет справиться самостоятельно.